Пейзаж акварелью. Практическое пособие для начинающих.
Из этой публикации Вы узнаете как написать пейзаж акварелью. Предлагается два упражнения для поэтапного выполнения. Подробно рассказано об особенностях изображения пейзажа акварелью, практические советы по выполнению работы...

Пейзаж это изображение природы. Пейзажный жанр может быть в живописи, в графике, в прикладном искусстве и даже в скульптуре. Правда в скульптуре пейзажный жанр существует только в рельефе, в круглой скульптуре изобразить пейзаж весьма проблематично. Пейзажем мы называем и просто вид из окна.

Виды пейзажа существуют самые разные: городской пейзаж, пейзаж с дальними планами, деревенский пейзаж, морской пейзаж, пейзаж со стаффажем, лесной пейзаж, горный пейзаж и так далее.

Пейзаж с дальними планами.

Я предлагаю потренироваться в изображении пейзажа с передним планом, деревом на переднем плане, водой и дальними планами. Выполнять мы будем пейзаж акварелью и поэтому нам придется, при выполнении работы, пользоваться приёмами акварельной живописи. Перед началом работы (любой работы, а не только написания пейзажа акварелью) необходимо проанализировать то, что нам предстоит сделать, определить фронт работ, как говориться.

С чего же следует начинать изображение пейзажа? Начинать любое изображение, в том числе и пейзаж, надо с композиции, то есть с определения что и где у нас на листе будет расположено. Если мы пишем пейзаж с натуры, то определяем какой именно участок видимого нами пейзажа мы будем изображать, сколько у нас будет неба, сколько земли и так далее. Но поскольку мы пишем пейзаж по данному образцу, то этот этап работы мы пропускаем. Композиция уже определена и у нас тут нет выбора, нам придётся просто перенести рисунок на лист так как есть. Если у Вас не получится перенести рисунок точно, то переживать не стоит. Мы сейчас не делаем точную копию, а просто работаем по образцу и небольшие отклонения не существенны. Главное что бы Вы усовершенствовали свои навыки работы акварелью и поняли принцип работы над пейзажем.

Начинаем с анализа того, что нам предстоит изобразить. Начинать любое изображение лучше с больших пятен и в конце работы уточнить детали. Если бы мы выполняли пейзаж масляными красками, то анализировать изображаемое мы могли бы в процессе работы, в масляной живописи очень легко исправлять и исправления не заметны на готовой работе.

В акварели возможность исправлений ограничена и «высшим пилотажем» считается если работа выполнена без единого исправления.

Поэтому при работе акварелью анализ лучше провести до начала работы и определиться что и в каком порядке делать. В акварельной живописи работа ведётся от самого светло к самому тёмному. Вот и надо перво наперво определить, что на нашем пейзаже самое светлое, а что самое тёмное.

Самое светлое на нашем пейзаже свет на облаке, а самое тёмное тень на переднем плане. Кроме того, мы видим, что самые насыщенные и яркие цвета на переднем плане, чем дальше от нас предметы, тем они становятся светлее, прозрачнее, приобретают голубой оттенок и кажутся призрачными и прозрачными. Это происходит из-за того, что между нашими глазами и предметом находится слой воздуха, который и накладывает на предметы свой голубоватый оттенок. Кроме того, чем дальше от наших глаз находится предмет, тем меньше отраженного от этого предмета света достигает нашего глаза, свет рассеивается проходя сквозь толщу воздуха, и предметы кажутся менее яркими. С увеличением расстояния сглаживается контраст, в том числе и между светом и тенью, поэтому на большом расстоянии предметы нам кажутся плоскими, как бы вырезанными из тонкой полупрозрачной бумаги.

Но вернёмся к небу, всё таки именно небо на нашем пейзаже самое светлое. Обратите внимание, цвет неба не везде одинаковый. Чем выше, тем цвет неба более голубой и насыщенный. Самое синее небо у нас над головой, приближаясь к земле небо светлеет и приобретает желтоватые и розоватые оттенки. Это происходит потому, что около земли в воздухе много пыли, пыльцы, пара и тому подобного и голубой цвет неба размывается.

Вода на пейзаже, как правило имеет тот же цвет что и небо но на один — два тона темнее. Это из за того, что отражаясь свет теряет часть свей интенсивности. Как раз поэтому и отражение в воде (и не только в воде) темнее, чем отражающийся предмет.

Обратите внимание на то, что облако и цветовые переходы на небе, а также цветовые переходы на плоскости воды плавные, мягко перетекающие друг в друга, а облако ещё и пушистое. Поэтому небо и воду придётся выполнять по сырому. По сырому выполняются и цветовые переходы на траве.

А вот дальние холмы и детали на первом плане имеют четкий контур и их делают по сухому.

Дальние планы у верхнего своего контура немного темнее, чем в низу. Это происходит, отчасти от того, что у земли в воздухе больше пили, отчасти из-за особенностей зрительного восприятия.

Следует обратить внимание и на то, что линия дальнего берега всегда ровная и горизонтальная, в этом «виноваты» физические свойства воды. Вода всегда устанавливается на одном уровне и поверхность воды всегда горизонтальная.

Поэтапное выполнение пейзажа.

Итак начнем. Сначала наносим рисунок на лист бумаги. Бумагу лучше взять акварельную, формат выбрать А3 или А4, на Ваше усмотрение. Рисунок наносим очень светлыми, тонкими линиями, едва заметными. Только дерево можно прорисовать посильнее, поскольку дерево достаточно тёмное и карандаш в конце работы закроется цветом.

Теперь смачиваем лист водой (как это сделать я описывал в предыдущей статье) и подбираем цвет для неба. Наносим краску на лист там где у нас должно быть небо и вода, при этом оставляя нетронутым то место на листе где будет облако, там где небо приближается к горизонту тон делаем более светлым.

Не дожидаясь высыхания, добавляем к цвету неба, в том месте где его тон светлее, золотистые оттенки. На облако наносим очень слабый желто-розовый оттенок, едва-едва заметный.

Сине-фиолетовым цветом делаем тень га облаке. А теперь нам надо дождаться полного высыхания нашей работы и только тогда продолжить.

Когда рисунок полностью высох выполняем самый дальний план на нашем пейзаже и снова ждём полного высыхания.

Наносим цвет на более ближние к нам холмы. Очень важно наносить цвет только на полностью высохшую бумагу, если хотите добиться четкого контура.

Заливаем цветом обрыв на втором плане и, пока он сохнет, выполняем траву на переднем плане. Траву пишем мазками, добавляя к светлой зелёной краске желтую и оранжевую.

Теперь мазочками рисуем деревья на втором плане, фиолетово голубым наносим тени на обрыве и делаем отражение в воде. Важно следить за тем, что цвета на втором плане не такие яркие и насыщенные как на первом, тени на дальнем плане кажутся не такими тёмными как на первом.

Если гладь воды абсолютно ровная, то отражение будет точно повторять контуры берега, только в перевёрнутом виде и темнее по тону. Однако вода на больших пространствах редко бывает неподвижной. Когда на водной поверхности появляются волны, отражение начинает распадаться. Поэтому показываем отражение мазками.

Тропинку покрываем светлым красно-коричневым цветом.

Тень на тропинке показываем сине-фиолетовым цветом, нанося его поверх коричневого. Начинаем выполнять крону дерева. Дерево делаем мазочками, кончиком кисточки. Цвет листвы деревьев обычно бывает темнее чем цвет травы.

После того как выполним мазочками крону дерева, прорисовываем коричневым цветом ствол дерева. Обратите внимание на то, что ветки и ствол у дерева иногда закрыты листвой, поэтому кое где мы их не прорисовываем.

И последнее наносим тень на ствол дерева. Делаем это сине- фиолетовым цветом поверх коричневого. что ещё о пейзаже акварелью.

Вот Вы и написали свой пейзаж. Предлагаю рассмотреть несколько пейзажей выполненных акварелью с натуры, чтобы лучше понять принцип работы над пейзажем.

Вот например на этом пейзаже изображён рассвет на озере. Солнце ещё не встало, но небо уже окрасилось в розовый цвет, гладь воды светится золотистыми и розовыми оттенками, волны показаны мазками синего. Поскольку изображался пейзаж против света, то и дальний берег, и камни с камышами на переднем плане тёмные. Обратите внимание на то, что самые тёмные цветовые пятна на переднем плане.

Рядом горный пейзаж. Пасмурный день, небо затянуто облаками, поэтому в небе практически нет голубого цвета. Дальний план это большая гора, она полностью покрыта лесом, но поскольку она очень далеко, то цвет этой горы светлый приглушенный синий. Более близкая гора уже более тёмная и приобретает зеленоватый оттенок. На переднем плане изображен еловый лес. Огромные деревья с прямыми стволами. Подними светло зелёная трава и несколько лиственных деревьев. Лиственные деревья по цвету более светлые, чем ели и похожи на облака. Деревья издали похожи на облака только зелёные. И изображать их можно теми же приёмами, что и облака.

На следующих двух пейзажах изображена только одна гора. Здесь нет первого плана. Слева частично видны склоны двух более близких гор, но занимают они очень мало места в композиции. На этих пейзажах изображена одна и та же гора. Её называют — Красная гора, из-за красноватого оттенка пород из которых она сложена.

Написаны оба пейзажа с одного и того же места. С балкона второго этажа пансионата «Энергетик», расположенного в Архызе.

Первый пейзаж написан утром. Нежно голубое небо, лёгкие золотисто розовые облака. Освещение с лева. Там где солнце попадает на склон горы яркие пятна желто зелёного цвета, тени глубокого синего цвета. Места где гора покрыта лесом написаны по сырому и кажутся бархатными.

На другом пейзаже изображена та же самая гора, с того же самого места, но ближе к вечеру. Поменялось освещение, теперь гора освещена с права. Изменилась погода, небо почти полностью затянуло облаками и голубое небо только кое где просматривается сквозь облака, совсем чуть чуть. Цветовая гамма этого пейзажа отличается от цветовой гаммы предыдущего, она более холодная и приглушенная, нет таких контрастов, как в утренней работе.

горный пейзаж.

А теперь, если хотите, можем выполнить ещё одно упражнение, изобразим горный пейзаж на рассвете.

  1. Лёгкими линиями намечаем контуры на бумаге. Смачиваем лист.
  2. Заливаем верхнюю часть рисунка прозрачным розовым цветом. Обратите внимание, что розовым мы заливаем и ту область, где будут дальние горы. Не будет ошибкой, если залить розовым цветом весь лист.
  3. После того, как лист полностью высохнет, приступаем к изображению самых дальних, кажущихся прозрачными, гор. Разводим ультрамарин (синюю краску) и наносим на силуэт горной гряды. Нанося слой краски делаем это не равномерно, на некоторые участки краску наносим гуще, а на некоторые совсем чуть-чуть, получаются голубые тени и розоватые света, горы приобретают объём.
  4. Теперь заливаем гору на втором плане. Эта гора ближе к зрителю, поэтому цвет её более плотный, приглушенно синий, добавьте к синему немного красно-коричневого или смешайте травяную зелёную с бардовым. Нанося краску, следим, что бы она ложилась не равномерно, а получались более светлые и более тёмные участки, это придаст горе объём. Обратите внимание, что хоть второй план и более плотный, чем самый дальний, всё таки эти планы достаточно прозрачные, самые плотные и насыщенные краски на переднем плане.
  5. Переходим к первому плану. Покрываем холм светло зелёным, но достаточно плотным цветом.
  6. Еловый лес изображаем вертикальными мазочками кончиком кисти. Цвет елового леса тёмно зелёный, но не надо наносить все мазки одним цветом. Добавляйте к основному цвету то немного коричневого, то немного синего, чтобы придать лесу объём. К цвету травы добавляем немного розовых оттенков. Если Вы покрывали розовым слоем весь лист, то возможно этого и не понадобится.
  7. Промываем кончиком тоненькой кисточки стволы елей. Как это делать описано в статье «Особенности акварельной живописи».
  8. Наносим на стволы елей красно-коричневый цвет.

Пейзаж готов. Теперь Вы уже почувствовали себя уверенно в обращении с акварелью и пора попробовать писать с натуры. Берите краски и выходите на природу пока лето ещё не закончилось. А когда закончится лето, наступит осень, а осень это воистину золотая пора для пейзажной живописи.

Надеюсь, что статья получилась понятной и Вы нашли в ней что то полезное для себя. Если никли какие то вопросы, напишите в комментариях. Мне очень интересно Выше мнение.

9 thoughts on “Пейзаж акварелью. Практическое пособие для начинающих.

  1. Очень доходчивое описание, замечательные примеры.
    Урок не только для детей, но и для взрослых, которые хотели разнообразить свой досуг и попробовать что-то новое.
    Спасибо Вам, Анна.

  2. A fascinating discussion is worth comment. I do think that you ought to publish more about this issue, it may not be a taboo matter but typically folks dont speak about such topics. To the next! Cheers!!

  3. I need to to thank you for this good read!! I certainly enjoyed every little bit of it. I have got you book-marked to check out new things you postÖ

  4. Everything is very open with a very clear description of the issues. It was really informative. Your site is very useful. Thank you for sharing!

  5. Excellent article. Keep posting such kind of info on your site.
    Im really impressed by it.
    Hey there, You have done a fantastic job. I will definitely
    digg it and personally recommend to my friends. I’m sure they
    will be benefited from this site.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *