Рисование с натуры. Лучший способ саморазвития.
Какое занятие найти для себя и для своего ребёнка, которое бы развивало интеллект и способствовало поддержанию физического и духовного здоровья. мало кто рассматривает в этом качестве рисование с натуры, а зря...

Если человек считает себя личностью, то он постоянно занимается самосовершенствованием. Такая работа даёт огромные преимущества и может пригодиться в любом возрасте. Молодые люди проявят себя на работе и, наверняка, будут востребованы у лиц противоположного пола, а люди преклонного возраста всегда будут интересны для окружающих.

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой человек ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. 

Важность постоянного развития признают почти все.

Взрослый человек своим развитием занимается сам, а до того момента, как человек осознает себя как полноценную личность его развитием занимаются родители. Ответственные родители стараются дать своему ребенку всестороннее комплексное развитие, которое сделает их ребёнка реализованным во всех отношениях личностью и заложит фундамент для будущей успешной жизни.

Мир не стоит на месте. С невероятной скоростью развиваются информационные, медицинские, космические технологии. То, что ещё вчера казалось фантастикой, сегодня становится реальностью. Меняется наш мир, меняемся и мы сами. Появляются новые профессии, новые компетенции, устаревает то, что мы считали важным и незыблемым.

И вот тут встаёт вопрос: какое занятие найти для себя и для своего ребёнка, чтобы наработать те навыки и качества, которые всегда будут нужны в изменяющейся жизни? Начинается поиск методики которая бы, наиболее полно, развивала интеллект, личностные качества и способствовала поддержанию физического и духовного здоровья.

 И мало кто рассматривает в этом качестве старое доброе рисование с натуры.  Почему то принято считать, что рисунок и живопись занятие слишком специфическое, подходит только для тех у кого есть врожденные способности. И уж если не родился художником, то и время тратить на обучение рисунку и живописи не стоит. 

Принято считать, что навыки полученные в процессе обучения рисунку, живописи и скульптуре могут пригодиться только художникам, а остальным людям от этого никакой пользы нет. Кроме того, считают некоторые, рисование это неподвижное сидение на месте, что отрицательно сказывается на физическом здоровье и портит зрение.

 Даже те, кто убеждён, что изобразительное искусство необходимо для полноценного образования, выбирают, зачастую, какие нибудь экзотические виды изобразительной деятельности. В настоящее время великое множество всяческих методик по нетрадиционному рисованию и придумываются новые и новые. А вот традиционная методика русской академической школы рисования, проверенная многими годами, почему то забывается. А зря! Именно эта методика самая эффективная и действенная. И не только для обучения будущих художников.

Для начала следует опровергнуть заблуждение, что якобы рисование это многочасовое, неподвижное сидение на месте. Если кто то целый час неподвижно сидит на месте, то он занимается чем угодно, но не академическим рисунком. Рисовать с натуры сидя неподвижно (если Вы, конечно, занимаетесь академическим рисунком), просто невозможно. Сейчас от учителей требуют, чтобы они применяли на уроках оздоровительные методики (и какие то, не очень хорошо знакомые с предметом, специалисты высасывают из пальца эти методики, что то вроде: встали, ручками потрясли, ушками помахали), и мы пишем это в отчетах.

 Легче бывает написать в отчетах всякую ерунду, чем объяснить некоторым ответственным лицам, что процесс рисования с натуры сам по себе и есть оздоравливающая методика.

 При рисовании с натуры каждые пять - семь минут, максимум десять, необходимо встать , отойти от работы и посмотреть на работу с расстояния в метр, каждые двадцать минут надо взять свой планшетик в прикрепленной к нему работой и поставить его рядом с постановкой, отойти на своё место, сравнит свой рисунок с постановкой, встать, пойти забрать планшет со своим рисунком, вернуться и продолжить рисование, потом опять отойти от рисунка и так далее, и так далее. Как видите рисование не предусматривает неподвижного сидения на месте и специальные разминочные минутки тут не нужны. конечно нельзя приравнивать сеанс рисунка или живописи к полноценной спортивной тренировке, но и к неподвижному сидению приравнивать нельзя.

Гимнастика для зрения.

Некоторые опасаются, что рисованием можно испортить зрение. А вот тут всё с точностью до наоборот. Конечно, если заниматься раскрашиванием каких то мелких узорчиков, то это может нанести зрению вред. Но рисование с натуры это совсем другое дело. 

Рисование с натуры (если конечно всё делать правильно) это очень хорошая гимнастика для зрения и, с помощью этой гимнастики, зрение можно улучшить. 

То что зрение можно корректировать с помощью специальной гимнастики для глаз известно уже давно. Мне довелось, в своё время, поработать в оздоровительной группе. В этой группе занимались люди нуждающиеся в улучшении зрения. Конечно, если зрение испорчено окончательно и бесповоротно, имеются какие то органические повреждения глаза или глазного нерва, то исправить зрение с помощью какой бы то ни было гимнастики невозможно, как невозможно с помощью гимнастики отрастить утраченную конечность. А если ухудшение зрения связано с вялостью внутриглазной мускулатуры, что чаще всего и бывает, то гимнастика для зрения в таких случаях очень эффективна. 

Что же представляет из себя эта чудодейственная гимнастика? Ничего секретного в ней нет. Гимнастика эта проста как чугунная сковородка. В поле зрения пациента, на небольшом расстоянии от глаз, устанавливается объект, некий предмет на котором нужно будет фокусировать взгляд, на расстоянии нескольких метров устанавливается другой объект. Суть гимнастики заключается в том, чтобы поочередно фокусировать зрение на этих объектах, в процессе выполнения таких действий и происходит тренировка внутриглазной мускулатуры, чтобы зрение оставалось хорошим нужно поддерживать внутриглазную мускулатуру в тонусе.

 Казалось бы всё очень просто, если бы не особенности нашей человеческой психики. Попробуйте целых десять минут (это минимальная продолжительность тренировки необходимая для получения эффекта), сидеть и фокусировать свой взгляд поочередно на разноудаленных от глаз объектах. Мозг начинает бунтовать уже через пять минут, мозг не любит монотонных бесцельных занятий. А ведь заниматься гимнастикой надо не один день, а регулярно, тут и до нервного срыва недалеко. 

Вот поэтому скучную гимнастику для зрения можно заменить на рисование с натуры. В рисовании с натуры наш мозг без особого труда найдет и цель, и увлекательные подробности, а внутриглазная мускулатура, между тем, тренируется. И психика не взбунтуется через пять минут, через пять минут Вы только войдете во вкус и без труда сможете заниматься час, а то и два. Через два часа рисования необходимо, всё же, сделать перерыв. А если у вас нет цели выполнить какой то рисунок к определенному времени или сделать рисование делом всей своей жизни, то нет необходимости заниматься рисованием больше двух часов в день. Для поддержания зрения в удовлетворительном состоянии, по одному часу, два - три раза в неделю вполне достаточно. Рисование с натуры можно смело рекомендовать тем, кто много времени проводит у монитора, это очень эффективное средство против усталости глаз.

Забавное воспоминание из моей студенческой жизни.

Занятие рисованием с натуры так же очень хорошо тренирует меткость. Помню как мы на первом курсе сдавали зачет по стрельбе из малокалиберной винтовки. Учится в художественном училище мне довелось во времена советского союза, а тогда во всех учебных заведениях обязательно был предмет под названием начальная военная подготовка, НВП - короче говоря, и в каждом учебном заведении был свой военрук. Вот и привёл нас наш военрук в одно из военных училищ города в тир, чтобы провести зачет по стрельбе, своего тира в художественном училище не было, да нет до сих пор. Узнав, что в тир привели штатских студентов, в тир набежали курсанты училища которому принадлежал тир. Курсанты ждали зрелища и они его получили. Бедняги пищали и хрюкали пытаясь не засмеяться в голос, когда наш военрук начал объяснять что же нам делать с винтовками. 

Объяснение военрука выглядело примерно так: “Вот эта штука называется винтовка. Вы из неё сейчас будете стрелять. Не бойтесь у вас получится. Вот этим концом винтовку поворачиваете к мишени, вот этим концом, вот этим самым местом прижимаете к плечу. При этом вот этой рукой держите винтовку вот здесь, а этой рукой держите здесь и этот пальчик кладете на эту штучку. Теперь закрываете один глаз и смотрите другим глазом через эту загогулину на вот эту пимпочку и свою мишень. И когда загогулина, пимпочка и мишень совмещаются, задерживаете дыхание и нажимаете на штучку. В этот момент будет немного громко и винтовка толкнет вас в плечико, не пугайтесь”. Дальше шли объяснения как перезарядить винтовку, примерно в таком же стиле. Курсантам военного училища, которые в отличии от студентов художественного училища потрудились познакомится с оружием ещё до поступления в своё учебное заведение, было от чего подавится со смеху. 

Но когда мы отстрелялись и они смогли увидеть наши мишени, вдруг “воцарилась тишина” и выражение лиц у курсантов как то поменялось. Такое выражение лица, какое в тот момент было у них, наверное бывает у человека наблюдающего за тем как соседский кот лихо доказывает теорему Пифагора. Мы с подружкой Иришкой подошли к нашему военруку и тихонько спросили: “Что случилось? Почему у вон тех, которые недавно давились от смеха сейчас такие лица?”. И военрук ответил нам, будничным, скучающим тоном: “Просто вы стреляете лучше чем они”. Как так? Я занималась стрельбой ещё в школе, вместе со старшим братом ходила на занятия в тир, поэтому я не удивилась что отстрелялась хорошо. Я знала, что неплохо стреляю. В нашей группе был ещё парень, поступивший в училище после армии, понятно, что он знал что и как делать с винтовкой. Но остальные тринадцать человек (в основном девочки) увидели винтовку в первый раз. Именно для них предназначалось красочное объяснение военрука. Моя подружка Иришка до этого случая даже из рогатки ни разу не стреляла, а отстрелялась не на много хуже меня. “Первокурсники художественных училищ всегда стреляют лучше первокурсников военных училищ” - пояснил нам военрук.

 Он работал в художественном училище не первый год, не первый год водил своих студентов на стрельбище и знал о чем говорил. Все поступившие в художественное училище прошли серьёзный отбор. Сдать экзамены в художественное училище могут только те кто долго занимался рисованием с натуры.

А натурное рисование тренирует координацию глаза и руки. 

А именно хорошая координация глаза и руки и нужна для меткой стрельбы. Причем эта самая координация нужна не только для меткой стрельбы, но и в других жизненных ситуация может очень пригодится. Так что навык этот очень полезный.

А такой вид рисования как наброски с натуры, кроме координации глаза и руки тренирует еще и быстроту реакции.

Что ещё можно натренировать рисованием с натуры.

Кроме координации руки и глаза рисование с натуры тренирует силу воли и волю к победе. Мы, насмотревшись всяких псевдо героических фильмов, привыкли считать, что силу воли можно тренировать стоя на одной ноге на каком нибудь высоком пеньке под проливным дождем и палящим солнцем. Да действительно, силу воли так натренировать можно. Но вместе с силой воли, при таких тренировках, вы приобретете варикозное расширение вен и проблемы с суставами. И всю приобретенную силу воли придется потратить на преодоление адской боли в ногах.

А рисование с натуры тренирует силу воли без варикозного расширения вен и проблем с суставами. Когда Вы рисуете, Вы ставите перед собой цель и добиваетесь её, вы не сдаетесь и переделывает рисунок до тех пор пока не добьетесь нужного Вам результата. И это очень хорошо тренирует силу воли и стремление к достижению успеха, а также умение ставить перед собой задачи и решать их.

Систематические занятия рисованием с натуры поддерживают зрение в хорошем состоянии, тренируют координацию руки и глаза, а также, тренируют силу воли и волю к победе.

Воздействие рисования на мозг схоже с медитацией, во время которой уходят все лишние мысли. Мозг как будто очищается, отдыхает. Медитацию можно заменить рисованием. И психологи давно используют эту технику под названием арт-терапия.

Мы живем в век, когда тревожное расстройство занимает одно из первых мест среди всех заболеваний. Существуют различные техники, купирующие тревогу. А кому-то даже приходится принимать медикаменты. Рисование снижает беспокойство уже через полчаса после начала творчества.

Но это только побочные эффекты. Так сказать, полезные бонусы к “основному Продукту”

Воздействие рисования на мозг.

Так в чём же заключается основная польза от занятий рисованием с натуры? Рисование с натуры является очень хорошей тренировкой для интеллекта и развития логического мышления. 

Интеллект очень важен для человека. Именно благодаря своему интеллекту человек смог выжить и достичь всего чего он смог достичь. 

Человек рождается с большим мозгом. Но просто большого по объёму мозга для развитого интеллекта недостаточно. Необходимо чтобы мозг был функциональным.  Для этого между нейронами мозга должна быть хорошая многоканальная связь. Связь между нейронами осуществляется с помощью синапсов. Человек рождается с большим запасом нейронов, а вот синапсы приходится наращивать в процессе развития и обучения. 

 Если не нарастить достаточное количество синапсов, то можно очень сильно отстать от других людей в сообразительности, да и все краски жизни будут недоступны восприятию. Жизнь будет унылой и бессмысленной.

 Так какие же виды деятельности способствуют росту синапсов и формированию нейронных связей в мозгу? Рисование с натуры  - это одно из лучших средств для этого.

В процессе выполнения рисунка или этюда с натуры, мозг человека решает множество различных задач: изучает постановку, оценивает расстояние до предметов и взаимосвязи между предметами, преобразует объёмную наблюдаемую реальность в плоскость листа, при этом решая задачу, как на плоском листе добиться восприятия объемности изображаемых предметов. Кроме того, постоянно приходится решать, что главное, а что второстепенное, обобщать и выявлять детали, решать какие подробности изобразить, а какие проигнорировать. Мозг при этом работает в полную силу, синапсы растут как на дрожжах. В мозгу образуются нейронные сети. Мозг правильно структурируется. 

Эти самые образовавшиеся во время рисования нейронные связи можно использовать для решения и других задач, например: зарабатывания денег, разработку способа общения с иными цивилизациями или для налаживания взаимопонимания со своими друзьями и близкими.

Рисование затрагивает и мозжечок, который контролирует все дополнительные движения. В процессе рисования человек максимально концентрируется, а это важно для профилактики хронических заболеваний пожилых людей. Кроме этого, занятия увеличивают саморефлексию и самосознание, нормализуют частоту сердцебиения и кровяное давление.

Исследователи давно заметили, что люди занимающиеся каким либо видом творчества сохраняют здравый рассудок до глубокой старости и, практически, не подвержены старческой деменции (деменция это слабоумие).

А отчего, собственно говоря, наступает эта самая деменция? А от того, что начинают исчезать связи между нейронами мозга, атрофируются пресловутые синапсы, которых и так было не сильно много (поскольку человек не занимался активной мыслительной деятельностью), а новые синапсы не образуются (поскольку человек не занимается активной мыслительной деятельностью) и нейроны мозга начинают “дохнуть от одиночества”. А когда вымирание нейронов становится массовым, то процесс становится необратимым, мозг гибнет, а в результате этого умирает и человек,  поскольку без мозга человек жить не может. Фактически, как личность, человек, в этом случае, умирает задолго до своей физической смерти. Вот для того, чтобы такое с вами не произошло и нужно заниматься искусством или наукой. 

И тут следует сделать маленькое отступление и разобраться, чем же отличается искусство от науки? А по всему выходит, что ничем. Как удалось установить ученым, в конце то концов, наука это и есть искусство, а искусство это и есть наука. Проще говоря, математика это такое же искусство как и рисунок, а рисунок такая же наука как и математика. Во всяком случае для мозга никакой разницы между наукой и искусством нет.

Как видите, причин заняться рисованием более чем достаточно. И если Вы выбираете, чем бы заняться для саморазвития раскрытия всех своих потенциалов, то займитесь рисованием с натуры. Пользы от этого, казалось бы простого занятия, будет реально больше, чем от всяких таинственных духовных практик и хитро сконструированных  тренингов.

Цвет как источник радости.

И мы ещё не поговорили о таком виде рисования с натуры, как живопись. Тут ко всему добавляется ещё и цвет. Восприятие цвета и света для человека всегда связано с радостью. 

Выполняя этюд с натуры человек замечает мельчайшие оттенки цвета, анализирует воздействие цвето-световых потоков друг на друга. И создаётся всё это многообразие красок именно в мозгу, поскольку человеческий глаз воспринимает только три цвета. Только три цветовых рецептора имеются в глазу у человека (плюс рецепторы интенсивности освещения). В коралловых рифах живёт осьминожка у которой двадцать четыре цветовых рецептора, но это зверюшка способна , по всей видимости, различать всего только эти двадцать четыре оттенка. А человек, благодаря работе своего мозга, с помощью всего трёх цветовых рецепторов, способен различить тысячи и тысячи оттенков цвета. Способность различать оттенки и цвета легко тренируется. И тренируется это способность как раз в результате занятий натурной живописью. А чем больше человек различает оттенков цвета, тем больше удовольствия он получает от созерцания окружающего мира. Занимаясь живописью с натуры Вы тем самым, увеличиваете количество радости в своей жизни.

Занятия живописью, пожалуй, лучший способ борьбы с депрессией и лучший способ эту самую депрессию предотвратить. 

Я рисую всю свою сознательную жизнь, кое что об этом виде деятельности знаю на собственной шкуре, и могу рекомендовать рисование (и, в особенности, рисование с натуры) как лучший способ сделать свою жизнь лучше, полноценнее, осмысленнее и успешнее.

Кроме того, это интересное и приятное во всех отношениях занятие не имеет никаких противопоказаний.

Статью я проиллюстрировала своими работами и работами своих учеников разного возраста и разной степени подготовки.

И если Вы читаете эти слова, то значит дочитали заметку до конца, а значит она Вас чем то заинтересовала.

Возможно у Вас есть какие то мысли в связи с этим, или возникли какие то вопросы? Напишите об этом в комментариях.

One thought on “Рисование с натуры. Лучший способ саморазвития.

  1. A fascinating discussion is worth comment. I do think that you ought to publish more about this issue, it may not be a taboo matter but typically folks dont speak about such topics. To the next! Cheers!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *