Рисунок это основа профессионального обучения художника. Изучение этого предмета дает будущему рисовальщику знания и умения, которые ему необходимы. Это то же самое, что и гаммы для музыканта, умение читать чертежи для инженера, формулы для химика.
Для рисунка не нужно сложного оборудования и дорогостоящих материалов, всего лишь бумага, ластик и графитный карандаш. Мы привыкли к графитному карандашу и не считаем его великим изобретением человека. Мы фамильярно называем его простым карандашом. А так ли он прост.
История простого карандаша.
Начиная с тринадцатого века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую называли «серебряный карандаш». Этот карандаш требовал высокого уровня мастерства, так как стереть проведённую им линию невозможно. Наряду с серебряным карандашом использовали и «свинцовый карандаш», принцип тот же, что и у серебряного карандаша. Свинец, как и серебро, окисляясь покрывается черным налётом, именно этот налёт и оставляет след на бумаге. И свинцовым, и серебряным карандашом художники пользуются до сих пор, когда хотят добиться определённого эффекта.
С четырнадцатого века известен, так называемый, итальянский карандаш. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот карандаш позволял создавать интенсивную и насыщенную линию, используется для рисунка он и в наше время. Итальянский карандаш близкий родственник цветным карандашам, фактически итальянский карандаш и есть цветной карандаш черного цвета. При изготовлении цветных карандашей используется тот же принцип, что и при изготовлении итальянского карандаша: цветной пигмент плюс связующее вещество.
В шестнадцатом веке английские пастухи из местности Камберленд наткнулись в земле на темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Первоначально месторождение приняли за залежи свинца. Но, определив что это вовсе не свинец, начали изготавливать из этого материала тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Такие палочки были мягкими и подходили для рисования, но не для письма.
Современный карандаш был изобретен в 1794 году талантливым французским ученым и изобретателем Николя Жаком Контэ. По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки повышенными температурами была достигнута высокая прочность, кроме того изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, это и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н — твердый, В — мягкий, НВ — средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Это зависит от процентного содержания графита в смеси, это также влияет на цвет стержня (грифеля) — чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша. В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, положил начало карандашному производству. Карандаши марки «KOH-I-NOOR» и в наше время считаются одними из лучших.
В России же, богатой графитом и лесом, производством карандашей заинтересовался Михаил Ломоносов. Силами жителей одной деревни Архангельской губернии он развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин (двенадцать умножить на двенадцать). Изначально «гросс» это дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире — «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
После того, как графитный стержень был оправлен в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.
Ластик, при помощи которого стираются карандашные надписи, появился на сцене немного позднее графита, к концу восемнадцатого века, простой карандаш, к тому времени уже успел обрести свай современный вид.
До этого функцию ластика, чаще всего выполнял хлебный мякиш. В 1770 году английский химик Джозеф Пристли обнаружил, что резина (тогда был известен только каучук) может успешнее хлеба стирать карандашные надписи. Это объясняется тем, что при трении каучука по бумаге возникает электростатическое напряжение, за счет которого частицы графита притягиваются к ластику.
Вот только природный каучук становится совсем мягким летом, издавая при этом неприятный запах, и отвердевает зимой, становясь хрупким. Улучшить качество ластиков удалось, когда был открыт процесс вулканизации резины Чарльзом Гудиером. Это случилось в 1839 году. После этого каучуковые (точнее уже резиновые) ластики стали очень популярны. В конце девятнадцатого столетия в Германии и Америке появились первые фабрики по производству канцелярских ластиков.
Возможности простого карандаша.
Графитный карандаш наследник угля. Именно уголь и был первым материалом который человек использовал для рисования. Долгие века именно углём художники делали наброски, зарисовки и подготовительные рисунки для своих картин. Уголь, с этой целью, используется и сейчас, но простому карандашу он уже давно не конкурент.
Причем наследник угля карандаш как в мире изобразительного искусства, так и в физическом мире. Графит это уголь остановившийся на пол пути к алмазу. Да уголь, графит и алмаз это одно и тоже вещество только кристаллическая структура разная. И когда вы держите в руках графитный карандаш, знайте, что это могло бы стать алмазом, но не стало. И слава богу, ведь алмаз не способен и на малую часть тех чудес, на которые способен графит.
Карандашом мы можем провести очень токую линию, а можем, изменив угол наклона карандаша к бумаге, провести линию более толстую, надавив на карандаш сильнее сделать линию максимально тёмной или едва касаясь карандашом бумаги, провести линию совсем светлую, едва заметную. Мы можем изменять толщину и интенсивность линий во время рисования следуя за своим замыслом.
След оставленный карандашом легко стирается ластиком, это позволяет многократно исправлять и совершенствовать нарисованное. Именно поэтому простой карандаш так хорош для обучения рисунку. Карандаш любят и опытные художники, техника карандаша позволяет размышлять над произведением прямо на бумаге.
Графит лишен недостатка своего предшественника угля, карандашный рисунок не нуждается в закреплении, он достаточно устойчив к истиранию, устойчив он и к размыванию водой. Ученые исследователи записывали свои эксперименты карандашом средней мягкости, это делалось для лучшей сохранности записей. Если вести записи чернильной или шариковой ручкой, то при попадании даже небольшого количества воды, записи размываются и их невозможно прочитать, а написанное карандашом средней твердости водой не размывается.
Прекрасно зарекомендовал себя простой карандаш и в космосе. Из-за невесомости, в космосе человек столкнулся с очень серьёзными трудностями при выполнении самых простых дел. Попить, поесть, принять душ, сходить по нужде (извините), всё это в космосе ой как непросто. А тут ещё и шариковые ручки писать отказались. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе, стоимость этого проекта исчислялась тремя с половиной миллионами долларов, а советские космонавты пользовались безотказными карандашами. Карандашам невесомость не помеха.
Но нас то карандаш интересует как графическая техника, как инструмент для выполнения рисунка. Поэтому нам надо научится правильна карандаш выбрать, правильно его подготовить к работе (заточить), правильно его хранить и правильно им пользоваться (рисовать)
Подготовка к работе.
Лучшими карандашами для рисунка признаны карандаши «KOH-I-NOOR», «Архитектор», «Конструктор». Карандаши этих производителей, как правило, хорошего качества и маркировка твердо-мягкости на них соответствует действительности. Претензии к карандашам малоизвестных фирм возникают чаще всего не по поводу их качества как такового (простой карандаш прост в производстве и испортить там что либо достаточно сложно), а из-за маркировки твердо-мягкости. Эта маркировка или совсем отсутствует на «безымянных» карандашах или не соответствует принятым стандартам, что создаёт определённые неудобства.
Карандаш должен быть правильно заточен. Конус образующийся при заточке карандаша должен быть не менее трёх сантиметров, стержень должен быть обнажен не менее чем на сантиметр (два сантиметра составляет деревянная часть конуса). Правильно заточить карандаш с помощью обычных школьных точилок нельзя. Существуют специальные профессиональные точилки для карандашей, но чаще всего художники пользуются ножами. Для этих целей используют канцелярский нож, строительный нож, перочинный нож, я считаю лучшим ножом для заточки карандаша сапожный нож.
Естественно, тем своим ученикам которым нет тринадцати лет, я ножами пользоваться не разрешаю, но в тринадцать — четырнадцать лет человек уже должен научиться пользоваться ножом.
Кончик стержня карандаша должен быть острым. Заточить кончик карандаша можно с помощью наждачной бумаги. Когда я училась в художественном училище, над урной где все точили карандаши, была прибита дощечка обернутая мелкой наждачкой, об неё заостряли кончик карандаша.
Наиболее частая неприятность связанная с карандашами это постоянная поломка стержня. Бывают случаи когда карандаш просто невозможно подточить, стержень постоянно отламывается и отламывается. Это происходит потому, что внутри деревянной оболочки стержень разбит. В данном случае вины производителя, чаще всего, нет, эта неприятность произошла из-за неправильной транспортировки и неправильного хранения карандашей. Чаще всего виноват бывает сам хозяин карандаша. Карандаши нельзя ронять и кидать, падения и удары категорически противопоказаны карандашам, стержни карандашей хрупкие и легко бьются.
В последнее время в грифелях стали использовать полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, это позволяет изготавливать очень тонкие грифеля для механических карандашей (до одной трети миллиметра).
Современные технологии позволяют сделать настолько гибкие карандаши, что карандаш можно завязать узлом. Это конечно очень впечатляет, но рисовать гибкими карандашами крайне не удобно. Во время выполнения рисунка карандаш не должен гнуться. Классические карандаши в деревянной оболочке соответствуют этому требованию. То в какую оболочку заключен грифель в деревянную или пластиковую принципиального значения не имеет, главное, чтобы карандаш можно было правильно заточить и он не гнулся во время выполнения работы. Сейчас делают карандаши и в пластиковой оболочке, которые отвечают всем требованиям.
Для правильной работы над рисунком имеет значение и длинна карандаша. Карандаши выпускаются, как правило, стандартной длинны и эта длинна удобна для рисования. Однако в процессе использования карандаш становится короче и короче, и когда от длинны карандаша остаётся одна треть, рисовать таким карандашом становится неудобно. Положение спасают специальные держатели для карандашей, подобные приспособления использовались художниками задолго до изобретения графитных карандашей, с помощью таких держателей удерживали кусочки угля или сангины. Подобные приспособления позволяют использовать карандаш до самого основания.
Механические карандаши тоже пригодны для рисунка. К плюсам механического карандаша можно отнести то, что такой карандаш не уменьшается со временем в размере и не нуждается в постоянной заточке. Однако механическим карандашом сложно провести некоторые виды линий, например линии которые получаются при использовании боковой чисти стержня. Лучше всего иметь в своём наборе и стандартные карандаши и механические.
Очень важно правильно выбрать твердо-мягкость карандашей. Как я уже писала, в зависимости от пропорций связующего (глины) и графита стержни карандашей бывают различной твердости. Карандаш средней мягкости это ТМ (НВ), то есть твердо-мягкий. Твердый карандаш это Т (Н), ещё более твердый — 2Т (2Н), потом — 3Т (3Н), ещё тверже — 4Т (4Н). Мягкие карандаши соответственно обозначены буквой — М или В (би) в английском варианте. Карандаш мягче мягкого обозначают 2м (2В), потом — 3М (3В) и так до 8М (8В).
Некоторые учителя требуют от учеников, чтобы у них был весь набор карандашей, я обычно против такого. Начинающему рисовальщику достаточно иметь карандаши ТМ (НВ), М (В) и 2М (2В), этого на первое время достаточно. Начинать рисунок рекомендуют твердым карандашом, а потом переходить к более мягким. По моим наблюдениям, на начальных этапах обучения рисунку твердыми карандашами лучше не пользоваться. Твердые карандаши оставляют на бумаге более светлый след и у начинающего художника появляется соблазн надавить на карандаш посильнее, чтобы линия была заметнее. А при сильном надавливании твердый карандаш оставляет на бумаге бороздку и это потом никаким ластиком не исправишь.
Не менее важный чем карандаш инструмент для рисовальщика — ластик. Ластик (по простому, стёрка) это не просто инструмент для исправления ошибок. Это полноценный участник творческого процесса. Ластик должен быть достаточно мягким и не царапать бумагу, в то же время достаточно твердый, чтобы можно было срезать тонкий край, которым можно протереть тонкую линию. Существуют специальные карандаши-ластики. Это карандаш, у которого вместо графитного стержня стержень из ластика. Подобный карандаш-ластик можно заточить как обычный карандаш, им очень удобно высветлять мелкие детали и тонкие линии.
Если же надо высветлить весь рисунок (или его достаточно большую часть) не нарушая структуры линий и штриха, то для этой цели подойдёт клячка. Клячка это очень мягкий ластик. Если ластик долго отмачивать в бензине (в советское время так и делали), то он станет мягким как пластилин, это и есть клячка. Сейчас нет необходимости отмачивать ластики в бензине, клячки есть в свободной продаже. Клячку просто прижимают к тому месту на рисунке которое надо высветлить и лишний тон остаётся на клячке.
Самая лучшая бумага для рисунка это ватман, подходит чертёжная бумага, можно рисовать и на акварельной бумаге, но надо использовать гладкую сторону листа, а не фактурную. Для рисунка подходит гладкая бумага (но не мелованная) и достаточно толстая.
Как правильно держать карандаш.
Рисовать можно сидя и стоя, при этом очень важно правильно сидеть или стоять во время работы. Правильное положение во время рисунка поможет Вам сохранить здоровье позвоночника и хорошее зрение (при соблюдении правил, зрение можно даже улучшить). Посмотрите на картинку, так надо рисовать. Многие многие годы многие и многие художники экспериментировали на предмет как удобнее рисовать, время показало, что именно в таких позах рисовать наиболее удобно.
Лист должен быть прикреплён к планшету, Для крепления листа к планшету используют: кнопки, специальные зажимы, малярный скотч, планшет располагается вертикально или под небольшим углом к вертикали на расстоянии чуть меньше расстояния вытянутой руки, но не меньше сорока сантиметров от рисующего. Можно просто держать планшет на коленях свободной рукой, но это не очень удобно, можно расположить планшет на стуле со спинкой, а лучше всего пользоваться специальным приспособлением — мольбертом.
Необходимо научиться правильно держать карандаш. Карандаш держат совсем не так как нас учили держать ручку в школе. Внимательно посмотрите на картинке как правильно держать карандаш. Тому кто никогда не пробовал держать карандаш таким образом, поначалу это покажется крайне не удобным. Но после того как Вы освоите такой способ рисования, поймете, что на самом деле это гораздо удобнее, чем если держать карандаш так как ручку. Кисть руки более свободна, можно наносить штрихи в разных направлениях, свободно менять угол наклона карандаша к плоскости бумаги.
Во время работы касаться рисунка можно только карандашом и ластиком, опираться рукой на рисунок не следует, от этого пачкается ребро ладони и затирается рисунок. И если руку после работы можно помыть (в конце концов правилами гигиены предусмотрено мытьё рук после работы), то затёртый рисунок очень трудно исправить. Если необходимо прорисовать какую то мелкую деталь на рисунке и для этого надо зафиксировать руку, то можно опереться о рисунок мизинчиком, как показано на картинке.
Проведение прямых вертикальных и горизонтальных линий, деление отрезка на равные части без помощи линейки.
Будет абсолютно неправильно утверждать, что художники не пользуются линейками. Неправда, что в изобразительном творчестве линейки и другие приспособления категорически запрещены. Существуют целые направления графики где линейки не только разрешены, но и обязательны. В академическом рисунке линейками не пользуются, только карандаш, ластик и бумага. Таковы правила игры. В академическом рисунке ценится красота линии проведённой от руки.
Художники пользуются линейками, нет никакого запрета на использование линеек в изобразительном искусстве, но художник умеет обходиться без линейки.
Неумение обойтись без линейки ограничивает свободу творчества. Но ведь надо как то проводить прямые линии, делить отрезки на равные части, проводить вертикальные и горизонтальные линии? Нужно научиться делать это только при помощи карандаша, своих глаз и своих рук. Это вполне посильная задача.
И так нам предстоит выполнить классическое упражнение, упражнение которое выполняют все кто профессионально обучался рисунку. Упражнение это называется «шахматная доска».
Выполняя это упражнение мы научимся проводить ровные горизонтальные и вертикальные линии, откладывать одинаковые расстояния, делить на равные части, а так же потренируемся в штриховке.
Начинаем с проведения горизонтальной линии у верхнего края листа. Лист располагается вертикально, это не обязательное правило, но так неудобнее.
Проводим линию на глаз, как получится. Не надо пытаться провести линию не отрывая карандаш от бумаги, линия проводится штрихами по направлению линии.
Теперь нам надо проверить: получилась ли наша линия прямой и горизонтальной. Для этого совмещаем кончик нашего карандаша с началом линии, а то место на карандаше где проходит верхний край листа отмечаем ногтем большего пальца. Не убирая ноготь перемещаем карандаш на некоторое расстояние в право. Ноготь на карандаше совмещаем с верхним краем листа и смотрим, совпадает ли кончик карандаша с проведённой линией. Если кончик карандаша с линией совпал, значит линия (по крайней мере на этом участке) ровная и горизонтальная. Если кончик карандаша с линией не совпал, то кончиком карандаша ставим меточку на бумаге и продолжаем перемешать карандаш вдоль линии, делая отметки там, где линия с кончиком карандаша не совпадает.
Если вдруг случилось так, что на всей своей длине линия оказывалась как раз на кончике карандаша поздравляю — Вы с первого раза провели ровную горизонтальную линию. А если линия не всегда совпадала с кончиком карандаша, то ничего страшного. Каждые раз, когда линия не совпадала с кончиком карандаша, мы ставили точку на бумаге где бал кончик нашего карандаша, и теперь проводим линию через эти точки, а неправильную линию стираем.
А теперь нам надо определиться с длинной нашей линии, то есть с размером нашей «шахматной доски», ведь наша линия это верхний край будущей «шахматной доски». Поскольку шахматную доску мы планируем нарисовать по середине листа, то расстояние от левого края листа до начала линии должно быть такое же, как расстояние от правого края листа до конца линии.
Кончик карандаша совмещаем с левым краем листа (это не обязательно, можно начать и с правого края), а ногтем большого пальца отмечаем то место на карандаше где начинается линия. Делается всё точно так же как и тогда, когда мы измеряли расстояние от верхнего края листа до проведённой линии, только в этом случае располагаем карандаш не перпендикулярно линии а вдоль линии. Переносим карандаш к правому (или к левому если начали с правой стороны) краю листа, место отмеченное ногтем совмещаем с правым краем листа (или с левым), а кончиком карандаша отмечаем конец нашей линии.
Верхний край шахматной доски у нас есть. Теперь нам надо нарисовать квадрат. У квадрата все стороны равны, поэтому линии обозначающие левый и правый края «шахматной доски» должны быть равны по длине линии обозначающей верхний край «шахматной доски». Кроме того эти линии должны быть строго вертикальны.
Начнем с левого края шахматной доски. От начала верхней линии вниз, вдоль левого края листа проводим линию. Проверяем параллельность этой линии вертикальному краю листа. Делаем это также как и в случае с нашей первой линией. Кончик карандаша совмещаем с началом линии (это как раз левый верхний угол будущей «шахматной доски»), ногтем отмечаем место на карандаше точно у левого края листа. Перемещаем карандаш на некоторое расстояние вниз, вдоль левого края листа и смотрим совпадает ли кончик карандаша с проведенной линией. Если не совпадает, отмечаем где должна проходить линия (точно касаясь кончика карандаша) и потом поправляем нашу линию.
Теперь нам надо отложить, на только что проведенной линии, расстояние равное длине линии которую мы провели первой (ведь мы нарисовали вторую сторону квадрата, а у квадрата все стороны равны). А ка же нам измерить нужное расстояние? У нас ведь нет линейки! И мы даже не знаем сколько сантиметров наша первая линия!
Мы обойдёмся и без линейки, и без сантиметров. Измерять расстояние можно не только в сантиметрах, метрах, дюймах и футах, а в чем угодно, даже в попугаях, как это делали герои знаменитого мультфильма. Художники всё измеряют карандашом, и это очень просто. Мы уже измеряли карандашом, только что, когда проверяли расстояние от края листа до проведённой линии.
Незаточенный конец карандаша совмещаем с правым (или левым) концом верхней линии. Мы видим, что линия оказалась длиннее нашего карандаша. В том месте на линии, которое оказалось точно под заточенным кончиком карандаша, ставим отметку (штришок или точку). Перемещаем карандаш вдоль линии так, чтобы кончик карандаша совпал точно с началом линии. Ногтем отмечаем на карандаше место точно над нашей отметкой на линии.
Перемещаем карандаш так, чтобы ноготь оказался точно вначале нашей вертикальной линии, в верхнем левом углу нашей будущей «шахматной доски» (или в верхнем правом, если Вы рисуете правую сторону квадрата) и ставим отметку точно около кончика карандаша на нашей вертикальной линии. Перемещаем карандаш вдоль линии (ноготь уже убрали) так, чтобы не заточенный конец карандаша совпал с нашей отметкой. Делаем пометку на линии точно под острым кончиком карандаша. Здесь и будет конец нашей линии, то есть один из нижних углов квадрата.
У нас получилось, что сторона нашего квадрата равна длине целого карандаша плюс длина части карандаша от острого кончика до прижатого к карандашу ногтя.
Другую сторону квадрата рисуем также, только в зеркальном отражении.
А теперь нам предстоит разделить этот квадрат на шестьдесят четыре квадратика, именно на шестьдесят четыре квадратика разделена шахматная доска (тридцать два черных и тридцать два белых). Чтобы получить такое количество квадратиков надо разделить каждую сторону квадрата на восемь частей.
Начнём делить с верхней стороны квадрата. Для начала разделим сторону пополам (на две части). Как это сделать?
Просто делим сторону пополам на глаз, то есть ставим на линии отметку там, где как нам кажется и есть её середина. Теперь проверяем, правильно ли мы разделили. Кончик карандаша совмещаем с нашей отметкой середины, ногтем отмечаем конец отрезка. Сравниваем отмеченное на карандаше расстояние с другой половиной линии. Если отрезки получились одинаковые — поздравьте себя, у Вас прекрасный глазомер. Но быстрее всего отрезки окажутся не одинаковыми. В нашем случае правая сторона оказалась немного длиннее левой (могло быть и наоборот). В таком случае мы измеряем карандашом тот отрезок который короче и откладываем это расстояние на более длинном отрезке. У нас получилось два одинаковых по длине отрезка и, между ними, посередине, один маленький отрезочек. Делим этот отрезочек пополам. Разделить маленький отрезочек на две одинаковые половинки значительно проще, чем большой, это практически у всех получается с первого раза. Теперь ещё раз измеряем (с помощью карандаша) и сравниваем две половинки нашей линии. Если опять не совпало, придётся повторить всю «процедуру» ещё раз. Но у нас на этот раз всё совпало.
Теперь нам надо разделить на равные половинки оставшиеся три стороны квадрата. Делается это точно также как и с первой (верхней стороной). Однако если мы призовем нам на помощь логику, то поймем, что делить нам ничего не придётся. Все стороны у квадрата равны, значит и половинки этих сторон равны. А значит мы просто измеряем карандашом полученную половинку стороны и откладываем (с помощью карандаша) полученное расстояние на оставшиеся стороны квадрата.
С каждым разом у Вас всё чаще будет получатся разделить отрезок ровно с первого раза, с первого раза провести ровную вертикальную или горизонтальную линию. Ваш глазомер будет становиться лучше и лучше, лучше будет становится и координация руки. Вы научитесь определять правильное расстояние и вертикальность на глаз. Однако, возьмите себе за правило всегда проверять то что Вы делаете, никогда проверять на забывайте. Во первых: это очень приятно каждый раз убеждаться, что у Вас всё правильно получилось. Во вторых: если Вы вдруг всё таки ошибётесь, то вовремя сможете исправить свою ошибку, и потом вам не придётся ломать голову почему всё пошло вкривь и вкось, и переделывать всю работу.
Вернёмся к своей работе. Делим большой квадрат на четыре маленьких. Теперь, тем же методом, делим каждый маленький квадрат на четыре ещё более маленьких. И повторяем это ещё раз.
Вот мы и разделили наш квадрат на шестьдесят четыре квадратика. Чтобы наш рисунок стал похож на шахматную доску ещё больше, поупражняемся в штриховке.
Заштриховываем квадратики в шахматном порядке штрихом в разном направлении. Первый ряд заштриховываем горизонтальным штрихом, второй ряд вертикальным штрихом, третий ряд — штрихуем с наклоном вправо, четвертый — с наклоном влево. Повторяем всё ещё раз.
Круг и эллипс.
Теперь давайте потренируемся в рисовании круга и эллипса.
Для того чтобы нарисовать круг, рисуем квадрат, точно также ка и при выполнении упражнения «шахматная доска».
Делим квадрат на четыре квадрата поменьше. Проводим диагонали (кто забыл: диагонали это линии проведенные из угла в угол через центр).
На диагоналях, от центра квадрата откладываем расстояние равное стороне маленького квадрата или половинке длинны стороны большого квадрата. Все измерения делаем карандашом, как мы научились рисуя «шахматную доску».
Через полученные точки проводим окружность.
После того как у нас получится равный круг, потренируемся в штриховке. На этот раз мы не просто заштрихуем наш круг, а попробуем выполнить штриховку разного тона. Тон штриховка будем изменять усиливая и ослабляя силу с которой мы давим карандашом на бумагу.
Один из секторов круга оставляем не заштрихованным. Следующий сектор штрихуем слегка нажимая на карандаш, штриховка получается светлой. Следующий сектор заштриховываем усилив нажит на карандаш и тон получится темнее. Третий сектор нашего круга штрихуем с ещё большим нажимом на карандаш и, наконец, следующий сектор штрихуем с максимальной силой. Начиная со следующего сектора постепенно ославляем силу нажима на карандаш при штриховке.
У нас получится: один сектор круга совсем не заштрихован, один сектор максимально тёмный, два сектора заштрихованы совсем светлым штрихом, два имеют более тёмный тон и ещё два заштрихованы не в полную силу карандаша, но всё таки тёмные.
Я рекомендую использовать для штриховки карандаш М(В), Вы наглядно убедитесь каковы возможности этого карандаша. Можно провести эксперимент, нарисовать ещё несколько кругов и использовать для штриховки карандаши другой мягкости — 2М(2В), ТМ(НВ), Т(Н), 3М(3В) и так далее. Вы на практике познакомитесь с особенностями карандашей разной мягкости и увидите, как изменяется тон штриха от того какой мягкости карандаш использовался.
Пришло время нарисовать эллипс. Если Вы намерены заниматься рисунком, то вам часто придётся иметь дело с эллипсами, причем с эллипсами, а не с овалами. Овал и эллипс это совершенно разные геометрические фигуры и путать их не надо. Эти интересные геометрические фигуры заслуживают отдельного разговора, а сейчас у на с ними только первое знакомство.
Эллипс строится (рисуется) по двум осям: большая (длинная) ось и маленькая (короткая) ось.
Рисуем прямоугольник, прямоугольник рисуется так же как и квадрат, только у прямоугольника равны не все четыре стороны, стороны у прямоугольника равны попарно.
Делим прямоугольник на четыре одинаковых прямоугольника и проводим четыре дуги которые и образуют эллипс. Надо обратить особое внимание на то, что у эллипса нигде нет углов и линия на всём своём протяжении плавно закругляется. Все четыре сегмента эллипса являются точными зеркальными отражениями друг друга.
А теперь снова потренируемся в наложении штриха. Только на этот раз мы будем утемнять тон накладывая слои штрихов друг на друга, а не меняя силу нажима на карандаш.
Заштриховываем три части нашего эллипса светлым штрихом, одну часть оставляем не заштрихованной.
Заштриховываем две, уже заштрихованные части нашего эллипса, накладывая штриховку поверх уже существующей изменив направление штриха.
И наконец перекрываем штрихом третий раз одну часть нашего эллипса.
Одна часть нашего эллипса получилась совсем тёмной (та которую мы штриховали трижды), та часть эллипса, которую мы штриховали дважды немного светлее, часть заштрихованная один раз, ещё светлее, ещё одна часть эллипса осталась совсем белой, поскольку мы эту часть совсем не штриховали.
Как видите, усиливать тон в рисунке можно как меняя силу нажима на карандаш, так и накладывая слои штриха друг не друга.
Ослабить тон в рисунке можно с помощью ластика, клячки или старинным способом, с помощью хлебного мякиша.
Мы выполнили базовые упражнения, которые выполняют все, кто начинает заниматься академическим рисунком. Навыки и знания приобретённые в процессе выполнения этих упражнений будут очень полезны при выполнении рисунков с натуры и творческих композиций.
Напишите в комментариях если что то Вам не понятно, какие вопросы у Вас возникли, что бы Вы ещё хотели узнать о рисунке?
A fascinating discussion is worth comment. I do think that you ought to publish more about this issue, it may not be a taboo matter but typically folks dont speak about such topics. To the next! Cheers!!
Здравствуйте, подскажите пожалуйста методику как можно измерять ровность косых линий?
Здравствуйте Юрий. Не совсем понятно что именно Вы подразумеваете под методикой измерять «ровность» косых линий. если Вы хотите проверить насколько ровная линия которую Вы провели, то просто прикладываете к линии что либо ровное (лист бумаги или карандаш) и смотрите на сколько линия отклоняется от края предмета. Но возможно Вы хотите узнать как определить угол наклона той или иной линии на рисунке, это можно сделать с помощью визирования. Как это делается отчасти рассказано в статье «Основы академического рисунка. Пропорции» (на этом же сайте). а также в статье «Знакомство с перспективой. объемный рисунок куба» (тоже на этом сайте). Кроме того я планирую написать отдельную статью по этой теме, но немного попозже.
Да, мне именно нужно было понимать насколько линия по диагонали ровная. Так как горизонтальная или вертикальная линия, как Вы и показали измеряется путём прикладывания кончика карандаша и края листа. Подскажите, я так понимаю, при академическом рисунке можно и допустимо измерять подручными средствами (карандаш, лист, и. т.д) соответственно кроме линейки? Спасибо что дали исчерпывающий ответ. 🙂
Спасибо, большое!Так по доброму все написано. Попасть бы к вам на уроки)
Большое спасибо Вам Ирина за комментарий. А если Вы хотите попасть ко мне на уроки, то может это и возможно. Напишите, где Вы живёте?
Эта тема просто бесподобна 🙂 , мне нравится )))