Основы академического рисунка. Пропорции.
Продолжаем постигать основы академического рисунка. Учимся визировать и определять пропорции предметов. Только научившись правильно определять пропорции предметов возможно реалистично изображать окружающий мир...

Мы продолжаем постигать основы академического рисунка. В статье «Основы академического рисунка. Начало.» мы смогли познакомиться с самыми азами рисунка карандашом, в этой статье я расскажу о том как определять пропорции предметов и зачем это нужно.

Что такое пропорции?

Из математики мы знаем, то пропорции это равенство двух отношений, 9:3=18:6 или 10:5=4:2 и так далее. В рисунке пропорции это ровно тоже самое, что и пропорции в математике, только выглядит это немного по другому. На рисунке изображены предметы разделённые на две группы. В каждой группе изображены предметы разных размеров, но имеющие одинаковые пропорции. Посмотрите на силуэты кувшинчиков: все изображенные на рисунке кувшины имеют одинаковые пропорции поэтому похожи как близнецы-братья.

Если на портрете человек получился очень похожим, значит художник правильно определил и передал в рисунке пропорции этого человека. Именно от правильности передачи пропорций и зависит будет ли похоже наше изображение на изображаемую натуру.

Вернёмся к нашей картинке и посмотрим на следующую группу предметов: это простые незатейливые прямоугольники и да, они хоть и все разного размера, но имеют одинаковые пропорции и поэтому очень похожи. Именно на прямоугольниках нагляднее всего видно что такое пропорции в рисунке. У прямоугольника есть длинная сторона и короткая сторона, длинна и ширина. У наших прямоугольников ширина (короткая сторона) укладывается в длине (длинной стороне) ровно два раза. То есть ширина в два раза меньше длинны. Допустим мы начертили прямоугольник со сторонами два сантиметра (короткая сторона) и четыре сантиметра (длинная сторона), также мы начертили прямоугольник со сторонами одиннадцать сантиметров и двадцать два сантиметра, потом начертили прямоугольник со сторонами три сантиметра семь миллиметров и семь сантиметров четыре миллиметра — все эти прямоугольники будут иметь одинаковые пропорции. У всех этих прямоугольников ширина ровно в два раза короче длинны, то есть если разделить длину на ширину получится одно и тоже число, в данном случае два (4:2=22:11=7,4:3,7=2). Мы можем взять прямоугольник со сторонами четыре сантиметра и семь сантиметров, а также прямоугольник со сторонами шесть сантиметров и десять с половиной сантиметров и опять у нас прямоугольники разного размера но с одинаковыми пропорциями. И хоть на этот раз при делении большей длинны на меньшую мы получим не два а другое число, это не имеет значения. Значение имеет то, что число в обеих случаях получается одинаковое (7:4=10,5:6), можете проверить.

Теперь разберем это на примере кувшинчиков. У кувшинчиков уже не две стороны как было у прямоугольников. Здесь мы имеем: высоту кувшинчика, ширину горлышка, высоту горлышка, высоту на которой находится самая широкая часть кувшина, ширина кувшина. Сравним между собой все части кувшина. Большой зелёный кувшин высотой 18 сантиметров, ширина горлышка у него 6 сантиметров, ширина самой широкой части кувшина 9 сантиметров и так далее. Если мы разделим высоту кувшинчика на ширину его горлышка, мы получим число три, если мы разделим высоту кувшинчика на ширину его самой широкой части мы получим число два. Сравним наш большой зелёный кувшин с маленьким красным. Высота маленького красненького кувшинчика 9 сантиметров, ширина горлышка 3 сантиметра, ширина самой широкой части кувшинчика 4,5 сантиметра. Разделив высоту маленького кувшинчика на ширину его горлышка мы получим число три, а разделив высоту на ширину самой широкой части получим число два. Всё точно также как и у большого зелёного кувшина, два наших кувшина имеют одинаковые пропорции. Пропорции — это соотношение всех частей предмета между собой. Предметы имеющие одинаковые соотношения частей, имеют одинаковые пропорции. Но что это мы всё про деление и числа? У нас ведь не урок математики? Можно описать пропорции кувшинов и по другому. Ширина горлышка имеющихся у нас кувшинов укладывается в высоте три раза, ширина самой широкой части кувшинов укладывается в их высоте ровно два раза, высота горлышка равна его ширине, ширина донышка в два раза меньше ширины горлышка и в три раза меньше ширины самой широкой части кувшинов. Всё это нам надо знать, чтобы точно изобразить объект на рисунке. Так как же нам измерить объекты, которые мы хотим нарисовать?

Визирование и измерение.

Метод, которым художники пользуются для определения пропорций, называется визирование. В академическом рисунке не пользуются линейками, транспортирами и другими приспособлениями. У художника есть универсальный инструмент для всех измерений — его карандаш. Мы уже знаем как, с помощью карандаша, можно измерять линии проведенные на листе бумаги, делить отрезки на равные части, проверять вертикальности и горизонтальность проведенных линий. Кто этого не знает, тот может прочитать статью «Основы академического рисунка. Начало». А теперь немного отвлечемся и разберёмся, что же такое на самом деле — измерение. Когда мы измеряем какой либо предмет или просто отрезок прямой, на самом деле мы сравниваем его длину (или ширину) с сантиметром или метром, или другой длинной принятой за единицу измерения. В метрах и сантиметрах мы измеряем не так давно. Раньше, когда сантиметров ещё не было, для измерений приходилось использовать другие вещи. Например в английской системе измерений есть такая единица измерения как фут. Сейчас принято — фут равен 30,48 сантиметрам, однако изначально фут это длинна человеческой стопы (собственно так слово «фут» и переводится на русский). Мы в детстве, ничего не зная о футах, часто пользовались такой единицей измерения, когда рисовали на асфальте «клеточки» для игры в «классики», просто проходя вдоль линии и ставя одну пяткой плотно к носку другой. Сами понимаете, что у единиц измерения подобных футу, есть серьёзный недостаток — у разных людей стопы немного различаются по длине. Поэтому и возникла необходимость в стандартизации системы измерений. Из всего этого, становится ясно, что измерять можно в чем угодно, хоть в попугаях. Кто не совсем понял, что такое измерение, может посмотреть замечательный мультфильм «Тридцать восемь попугаев».

А нам пора вернуться к постижению основ академического рисунка. И так перед нами предмет который нам предстоит нарисовать. С чего начать? Не торопитесь что то рисовать на чистом листе! Начать надо с того, что изучить натуру. Посмотрим на предмет. Это бутылка, бутылка довольно простой формы. Чтобы наш рисунок достоверно отображал натуру (то есть чтобы бутылка у нас получилась похожей), нам необходимо правильно определить пропорции. Для того, чтобы определить пропорции бутылки, нам необходимо её измерить. Мы не будем мереть бутылку линейкой, все измерения мы будем проводить карандашом, мало того, мы будем измерять бутылку на расстоянии. У бутылки есть высота всей бутылки, высота горлышка, высота «тела бутылки», ширина горлышка и ширина самой бутылки. Берём карандаш в правую руку (если Вы правша), то есть в ту руку которой Вы обычно рисуете. Вытягиваем руку перед собой и закрываем один глаз (всё равно какой). Следует четко, раз и навсегда запомнить — все измерения проводим только вытянутой рукой. Это очень важно, расстояние от глаза до карандаша, которым мы измеряем, всё время измерений должно оставаться одинаковым.

Длинна человеческой руки, как правило, не успевает измениться за пару часов (просто руки не растут так быстро) и поэтому расстояние от глаза до карандаша в нашей руке всегда одинаковое. Когда же мы сгибаем руку в локте, то нам будет очень трудно удерживать карандаш на одном и том же расстоянии от глаза, а это очень влияет на точность измерений. И так: мы закрыли один глаз и держим карандаш перед собой в вытянутой руке. Карандаш всегда держим перпендикулярно вытянутой руке. Острый кончик карандаша совмещаем с верхом бутылки и ногтем большего пальца, отмечаем место где начинается горлышко бутылки.

Теперь нам надо выяснить сколько раз высота горлышка помещается в высоте всей бутылки. Для этого, не меняя положения большого пальца на карандаше, перемещаем карандаш немного вниз, так что бы место на карандаше, отмеченное большим пальцем, совпало с донышком бутылки. Мысленно отмечаем точку на бутылке в которой находится сейчас кончик карандаша и перемещаем карандаш вверх так, чтобы точка отмеченная на карандаше большим пальцем, совпала с точкой мысленно нами отмеченной. Продолжаем перемещать карандаш таким образом вдоль бутылки пока бутылка «не закончится». Если Вы заметили, то в последний раз кончик карандаша оказался выше горлышка бутылки, не меняя положения большого пальца, отмечаем на карандаше точку совпадающую с концом горлышка бутылки и видим, что карандаш выходит за пределы бутылки как раз на две третьи того расстояния, которое мы на нём отметили. У нас получилось, что высота горлышка укладывается в высоте всей бутылки четыре раза полностью и одну треть. Теперь сравним ширину бутылки с высотой бутылки.

Опять берём карандаш на вытянутую руку, только теперь поворачиваем карандаш горизонтально, закрываем один глаз и совмещаем кончик карандаша с левым краем бутылки (если мы держим карандаш в правой руке), большим пальцем отмечаем на карандаше место, которое совпадает с правым краем бутылки. Разворачиваем карандаш вертикально, не меняя положения большого пальца, совмещаем место на карандаше, отмеченное большим пальцем, с нижним концом бутылке и проделываем тоже самое, что мы делали когда выясняли сколько раз высота горлышка умещается в высоте бутылки. Мы видим, что ширина бутылки умещается в высоте столько же раз, сколько в высоте бутылки умещается высота горлышка. Логично предположить, что ширина бутылки равна высоте горлышка. Сравниваем ширину бутылки с высотой горлышка. Измеряем ширину бутылки (как мы уже это делали ранее), разворачиваем карандаш вертикально, совмещаем место карандаша отмеченное большим пальцем с началом горлышка бутылки и видим, что кончик карандаша совпал с концом горлышка. Да, ширина бутылки равна высоте горлышка бутылки. Осталось определить ширину горлышка бутылки. Можно сравнить ширину горлышка с высотой всей бутылки, однако в этом нет необходимости, проще сравнить ширину горлышка с высотой горлышка или с шириной бутылки. Так будет проще и быстрее.

Измеряем ширину горлышка точно так же как измеряли ширину бутылки, поворачиваем карандаш вертикально и сравниваем ширину горлышка с высотой. Получается ширина горлышка помещается в высоте горлышка один и две третьи раза. Мы определили пропорции бутылки. Все измерения мы делали без непосредственного контакта с измеряемым объектом (так сказать дистанционно), это и называется визированием. Рисовать бутылку сейчас мы не будем, потому что для того чтобы грамотно нарисовать бутылку необходимо знать правила построения тел вращения, а об этом мы поговорим в следующий раз. Для начала мы потренируемся на плоских предметах.

Изображение плоских предметов.

Для начала нарисуем постановку из двух разделочных досок. Выполняя это несложное упражнение мы потренируемся в определении пропорций, а так же вспомним как проводить вертикальные и горизонтальные линии, откладывать расстояние без линейки и делить отрезки на части, опять же без линейки, используя только карандаш. Изображая что либо на плоскости листа мы создаём новый мир и первое что должны сделать — выбрать единицу измерения этого мира. Единицей измерения на нашем рисунке мы выбрали высоту желтой разделочной доски, именно с этим линейным размером мы и будем сравнивать все остальные линейные размеры на нашем рисунке. Надо запомнить и принять как данность, что вселенная нашего рисунка и вселенная постановки это две разные вселенные. И хоть мы и создаём копию нашей постановки, но переносить размеры на лист мы не можем, мы переносим только пропорции. То есть измерив (методом визирования) высоту желтой разделочной доски, мы не откладываем это же расстояние на листе бумаги (получится очень маленькое расстояние). На рисунке мы выбираем тот размер высоты предмета, который нам нужен по композиции. А потом мы все другие размеры определяем, сравнивая с этим самым выбранным размером (модулем). И так: мы приготовили себе рабочее место, поставили постановку, с чего начать? Начинать всегда следует с изучения натуры. Мы смотрим что из себя представляет постановка? В нашем случае это постановка из двух плоских предметов простой прямоугольной формы, расположены они к нам фронтально, таковы условия задачи. Для постановки я использовала две пластиковые разделочные доски разного размера и цвета. Но это могут быть и другие плоские прямоугольные предметы, например планшет и электронная книга.

Сначала нам надо определится с размерами всего нашего натюрморт. Берём карандаш и совмещаем кончик карандаша с левым краем желтой доски, а большим пальцем отмечаем то место с которым совпадает правый край зелёной доски. Разворачиваем карандаш вертикально и совмещаем место на карандаше отмеченное большим пальцем с нижним краем зелёной доски (поскольку именно на нижнем крае зелёной доски находятся самые нижние точки нашего натюрморта). Теперь смотрим, сравниваем ширину нашего натюрморта с его высотой. Мы видим, что кончик нашего карандаша не достаёт до самой высокой точки натюрморта (верхнего края желтой доски), значит общая высота натюрморта больше общей ширины натюрморта. Значит свой лист мы располагаем вертикально.

Приступаем к рисунку. Любой рисунок начинаем с компоновки в листе, от правильной композиции зависит весь рисунок. Намечаем в каких границах будет расположен наш натюрморт на листе. Изображение на листе не должно быть мелким и не должно упираться в край листа, лучше оставить больше места снизу листа чем сверху. Отмечаем нижний край желтой доски и её верхний край. Мы определились с высотой желтой доски, с этой высотой мы и будем сравнивать все остальные расстояния. Проводим линию обозначающую левый край желтой доски. Измеряем ширину желтой доски и сравниваем её с высотой (также как мы это делали с бутылкой). Ширина желтой доски умещается в её высоте один с половиной раза. Значит отмеченную на листе высоту мы делим на четыре равные части и откладываем вправо от линии, обозначающей левый край желтой доски, три четверти высоты желтой доски, намечаем контуры желтой доски. Мы видим, что у доски скруглённые края. Это определяет характер формы, поэтому скругляем края.

Теперь надо нарисовать отверстие в доске. Переключаем внимание на натуру и методом визирования измеряем сколько места занимает отверстие в ширине доски. Отверстие занимает половину ширины доски, при этом расположено оно строго по середине. Делим ширину доски на четыре части, отступаем одну четвертую от левого края и одну четвертую от правого края, отмечаем левый и правый край отверстия. Отверстие имеет полукруглую форму, от верхнего края доски отверстие располагается примерно на одной шестнадцатой части высоты доски, но такие не большие расстояния проще отмечать на глаз, так и делаем. Рисуем форму отверстия.

Переходим к рисованию зелёной доски. Маленькая зелёная доска стоит впереди желтой большой, поэтому на рисунке нижний край зелёной доски будет чуть-чуть ниже края желтой доски. Насколько ниже можно определить на глаз, а можно определить проведя мысленно линию от левого нижнего угла желтой доски к левому нижнему углу зеленой доски. Берём карандаш и подводим его под левые нижние углы досок, как бы соединяя эти углы карандашом, карандаш определит угол под которым пройдет линия соединяющая углы досок. Проводим эту линию на рисунке (линия эта вспомогательная и в конце мы её сотрём), но она поможет нам определить, где же будет нижний край зелёной доски по отношению к краю желтой доски. С нижним краем зелёной доски мы определились, теперь определяем высоту зелёной доски. Методом визирования сравниваем высоту зелёной доски с высотой желтой доски и выясняем, что высота зелёной доски помещается в высоте желтой один с половиной раза.

Получается высота зелёной доски равна ширине желтой доски. Откладываем от линии обозначающей нижний край зелёной доски вверх расстояние равное ширине желтой доски и проводим линию, которая обозначает высоту зелёной доски. Теперь нам надо определить ширину зелёной доски. На этот раз нам будет удобнее сравнить ширину зелёной доски с её же высотой, а не сравнивать ширину зелёной доски с высотой желтой доски. Так и поступим. Выясняем, что ширина зелёной доски умещается в её высоте один с половиной раза, то есть у зелёной доски такие же пропорции ка и у желтой. Следует обратить внимание ещё на один нюанс — расположена зелёная доска так, что она перекрывает часть жёлтой доски. Правый край желтой доски проходит как раз по середине зелёной доски. Расстояние равное трём четвертям высоты зелёной доски делим на две равные части, полученное в результате этого деления расстояние откладываем влево и вправо от правого края желтой доски (то есть от середины ширины зелёной доски). Проводим вертикальные линии и у нас получаются левый край и правый край зелёной доски. Скругляем края у получившегося прямоугольника.

Нам осталось нарисовать отверстие в зелёной доске. Если общие пропорции двух досок одинаковые, то пропорции у отверстий немного отличаются. Отверстие в желтой доске расположено по центру ширины и занимает половину ширины, при этом от краев доски отверстие удалено на одну четвертую. В зелёной доске отверстие тоже расположено строго посередине ширины, очень похоже по форме на отверстие в желтой доске, но занимает три пятые ширины зелёной доски и от краев удалено на расстояние в одну пятую ширины зелёной доски. Нам придётся разделить ширину зелёной доски на пять равных частей, отступить от краёв по одной пятой и нарисовать отверстие так же как мы рисовали его у желтой доски. Теперь нам осталось уточнить детали, стереть вспомогательные линии и заштриховать (то есть выполнить рисунок в тоне).

Это важно.

Мне очень часто приходится слышать жалобы на то, что рисовать всякие доски, бутылки и кувшины это скучно. «Мы не хотим рисовать кувшины — вдохновенно орут уверенные в себе Незнайки — мы хотим научится рисовать человека, а если мы всё время будем рисовать кувшины, мы не научимся рисовать людей».

Рисование кувшина (или разделочных досок) ничем не отличается от рисования человека, и это пожалуй, самый главный секрет реалистичного рисунка и рисунка вообще. Тот кто научился правильно рисовать кувшин, тот с лёгкостью нарисует и человека. А тот кто уверен, что для рисования человека нужны какие то особые знания и приёмы, отличные от тех которые нужны для рисования простых предметов, тот никогда не научится рисовать.

Всегда и во всём надо идти от простого к сложному и тогда всё получится. Посмотрите на два примера из математики: 123+65-5=183 и 28+66:3-10+8-45:(12-6+3)+199-36:(8+12-28:2)+(88-47)-15+7-167-3х10-4+81-5х7=131 Чем отличаются эти примеры? Первый пример проще, первый пример решается всего в два действия. А вот что бы решить второй пример придётся выполнить двадцать пять действий. В самом принципе решения этих примеров никакой ризницы нет, всего лишь количество действий. Также отличается и рисование кувшина от рисования человека. Если при рисовании кувшина мы решаем задачку в два или три действия, то при рисовании человека придется решать задачку даже не в двадцать пять, а в сотню действий. Конечно же решать сложные уравнения интереснее чем простенькие примеры, но начинать изучение математики лучше, всё таки, с простых примеров. Очень трудно справиться с делением и умножением если не освоил сложение и вычитание, невозможно научиться извлекать корни и возводить в степень не научившись делению и умножению. В рисунке как и в математике, чтобы добиться успеха необходимо идти от простого к сложному. Когда мы выполняем простые задания, похожие на только что выполненное нами (рисунок двух досок), меня часто спрашивают: зачем измерять предметы на расстоянии? Ведь можно же измерять эти самые доски линейкой, подойти и измерить. Да можно. Но ведь наша задача не измерить эти конкретные доски. Наша задача, на примере этих досок, научиться измерять на расстоянии любые предметы. Если мы будем рисовать девяти этажный дом, как мы будем определять пропорции и какой линейкой мерить? В прочим мы можем найти строительные чертежи этого дома и нам даже не надо будет что то измерять, все размеры там уже есть. Но мы же не чертёж дома делаем, а реалистичный рисунок. Глядя на дом, который решили изобразить, мы видим, что высота дальней стенки меньше высоты ближней, по крайней мере мы так это воспринимаем, а на чертежах это не отражено. Как же нам определить эту разность высот? Только с помощью визирования.

Посмотрим теперь на фотографию кубика: высота ближнего к нам ребра больше высоты ребер кубика, которые находятся от нас дальше, а если мы подойдём к кубику и измеряем их линейкой, то они будут все равны. То есть тот номер, который может прокатить с рисование плоских предметов фронтально к нам расположенных, при изображении объёмных предметов уже не прокатывает. Так и так нам необходимо учиться измерять на расстоянии (визировать), рисуя с натуры мы постепенно будем тренировать свой глазомер и вскоре сможем определять пропорции предметов на глаз, а визирование применять в основном для проверки. Возможно найдутся умники которые скажут: «а я сфотографирую предмет и на фотографии его измеряю и пропорции определю и срисую». Вот только тут сразу возникает вопрос — а зачем тебе тогда вообще рисовать этот предмет, если у тебя уже есть фотография? Я вовсе не против того, чтобы художники использовали в процессе работы фотографии. Если Вы, например, решили написать картину на историческую тему, то Вам придётся так или иначе использовать фотографии тех лет. Да и рисуя вполне современные сюжеты приходится пользоваться фотографиями. Создавая свои произведения художники используют фотографии как вспомогательный материал. Однако просто тупо перерисовывать фотографии не имеет никакого смысла. И тем более невозможно научиться рисовать срисовывая с фотографии. Конечно срисовывание с фотографий и копирование чужих рисунков может быть полезно для наработки кое каких навыков в рисовании, но это не заменит рисования с натуры. Я сравнивала рисунок с математикой, теперь сравню с физкультурой. Есть, например, такое упражнение как приседание, а есть отжимание, и то и другое упражнение полезно, но приседание нельзя заменить отжиманием, а отжимание приседанием потому, что эти упражнения направлены на разные группы мышц. А бывают упражнения комплексные, позволяющие эффективно тренировать максимальное количество мышц нашего организма. Рисование с натуры тренирует практически все «мышцы» нашего интеллекта, а так же мышцы отвечающие за мелкую моторику и цилиарную мышцу (которая отвечает за остроту зрения), перерисовка фотографии тренирует только мелкую моторику и глазомер (гораздо в меньшей степени, чем рисование с натуры). Рисуя с натуры мы на двухмерной плоскости создаем изображение трёхмерного пространства, решая задачу создания иллюзии трёхмерности. Срисовывая с фотографии мы срисовываем с двухмерного изображения, задача создания иллюзии трёхмерного пространства в этом случае уже решена фотоаппаратом (кстати, далеко не всегда удачно).

Если опять сравнить рисунок с математикой, то рисуя с натуры — мы решаем задачу, а рисуя с фотографии — списываем готовое решение. Можно ли научиться решать сложные уравнения списывая с доски готовое решение? Конечно нет! Научиться решать уравнения можно только решая их самостоятельно. Примерно также дело обстоит и в рисунке.

Рисунок объёмных предметов.

Пришло время потренироваться в рисовании объёмных предметов. Составим натюрморт и двух простых предметов, овощей или фруктов, у кого что окажется под рукой. Я предлагаю две луковицы. Любой рисунок начинаем с компоновки в листе, предметы располагаем по середине листа, не смещая их ни влево, ни вправо, не опуская слишком низко и не поднимая слишком высоко. Следим за тем чтобы предметы не получились слишком крупными (предметам не должно быть тесно в листе) и слишком мелкими (на листе не должно быть слишком много пустого места). Внимательно изучаем натуру.

Что мы имеем? Наша постановка состоит из двух предметов (двух луковиц) шаровидной формы, но и один, и другой предмет не является правильным шаром. По высоте обе луковицы одинаковы, ширина левой луковицы (которая лежит немного ближе к нам) чуть меньше её высоты, а у правой луковицы (находящейся чуть дальше от нас) ширина чуть больше её высоты. Расстояние между луковицами составляет примерно три четвертые высоты луковицы. Мы примерно определились где будут располагаться на листе наши луковицы, намечаем контуры левой луковицы, как мы определили, ширина этой луковицы чуть меньше её высоты. Теперь нам надо определить положение второй (правой) луковицы по отношению к первой (левой). Поскольку правая луковица лежит немного дальше от нас, то на листе она будет располагаться немного выше. Насколько? Можно конечно измерять насколько мы видим правую луковицу выше по отношению к левой, но можно поступить другим способом.

Подводим карандаш к нижним точкам луковиц, как бы соединяя эти точки между собой и смотрим под каким углом к горизонтали расположился карандаш. Под таким же углом проводим вспомогательную линию через нижнюю точку контура левой луковицы в право, на этой линии и будет лежать наша правая луковица. Теперь более точно определим местоположение правой луковицы. Визуально совмещаем карандаш с нижней точкой левой луковицы и верхней левой точкой правой луковицы, проводим линию под тем же углом. Визуально соединяем карандашом верхние точки луковиц и проводим на рисунке вспомогательную линию под тем же углом, что и карандаш. Эта линия окажется параллельна линии соединяющей нижние точки луковиц (это не удивительно, так как высота наших луковиц одинакова). С помощью вспомогательных линий мы точно определили местоположение второй луковицы, пропорции луковицы мы знаем (если нужно можно проверить ещё раз), рисуем контуры второй (правой) луковицы.

Теперь осталось наметить детали. У луковиц видны хвостики и корешки, расположены эти детали строго напротив друг друга, можно сказать на оси, проходящей через луковицу. Поводим ось на левой луковице, наклон определяем так же как определяли наклон вспомогательных линий когда находили местоположение правой луковицы. Определяем размер деталей по отношению к размеру предметов и рисуем детали (хвостики и корешки).

Нам осталось выполнить рисунок в тоне, то есть заштриховать предметы и фон так, чтобы предметы выглядели объёмными. До этого мы рисовали плоские предметы, а вот теперь нам предстоит показать объём. Для того, чтобы это сделать успешно нам надо познакомиться с такими понятиями как: свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень, горизонтальная и вертикальная плоскость.

Предметы у нас шаровидной формы поэтому на их примере мы познакомимся с тем как распространяется свет и тень на предметах имеющих форму шара. Блик самое светлое место на предмете, на матовых (не блестящих) предметах блика мы можем и не увидеть. Но на наших луковицах блики хорошо видны. Свет — это освещенная часть предмета, она самая светлая после блика, но если блик всегда белый, то свет предмета всегда имеет цвет и тон. Свет постепенно переходит в полутень, а полутень переходит в собственную тень предмета. Если мы внимательно посмотрим на теневую часть предмета, то заметим, что на краю предмета тень высветляется, это рефлекс. На круглых предметах самая тёмная тень никогда не бывает на самом краю предмета, точно так же как и самое светлое место не бывает на краю предмета. На плоскость предметы отбрасывают тень, эта тень называется падающая, в отличие от собственной тени, которая находится на самом предмете. Под самим предметом падающая тень самая тёмная (и как правило темнее самого предмета), удаляясь от предмета падающая тень несколько высветляется.

Осталось поговорить о самой штриховке. В академическом рисунке нельзя графит растирать, некоторые любят это делать полагая, что это делает их рисунок лучше, однако это не так. Когда Вы станните самостоятельными художниками и будите создавать свои великие произведения, то Вам никто не сможет указывать как и чем вам рисовать, вы сможете растирать карандаш сколько угодно, называя это авторской техникой, но выполняя академический рисунок (особенно на экзамене по рисунку) не стоит так поступать. Растирание карандаша в академическом рисунке воспринимается как «неспортивное поведение», признаётся «непозволительным» и работа автор которой допустил такое «дисквалифицируется». Растирание применяется при работе мягкими материалами (углём, сангиной, соусом и т.д.). Как наносить штрих я уже рассказывала в статье «Основы академического рисунка. Начало». До настоящего момента нам приходилось штриховать плоские предметы расположенные к нам фронтально, теперь же мы перешли к рисованию объемных предметов лежащих на горизонтальной плоскости. Объёмные предметы штрихуют по форме предмета, как бы «ощупывая» предмет кончиком карандаша. Наносить штрих на предметы и на вертикальную плоскость можно в разных направлениях, главное чтобы на предметах штрих шел по форме. Горизонтальную плоскость тоже можно штриховать в любом направлении, кроме вертикального. Стоит заштриховать горизонтальную плоскость вертикальным штрихом и она «встанет стеной» и категорически откажется казаться горизонтальной, поэтому горизонтальную плоскость штрихуем под любым углом, горизонтально, но только не вертикально. Если хотите научиться рисовать , то изучите картинки приведенные в статье, но не срисовывайте их, поставите свои постановки и рисуйте с натуры. Только рисование с позволяет в совершенстве освоить рисунок и является мощным средством саморазвития.

5 thoughts on “Основы академического рисунка. Пропорции.

  1. A fascinating discussion is worth comment. I do think that you ought to publish more about this issue, it may not be a taboo matter but typically folks dont speak about such topics. To the next! Cheers!!

  2. Having read this I believed it was rather enlightening. I appreciate you spending
    some time and energy to put this informative article together.
    I once again find myself personally spending way too much
    time both reading and commenting. But so what, it was still worth it!

  3. I am no longer certain where you are getting your info, but
    great topic. I needs to spend some time learning more
    or understanding more. Thank you for wonderful
    info I used to be on the lookout for this information for
    my mission.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *