С 1 по 7 июля 2022 года на базе отдыха “Зелёный мыс”, расположенной в живописном месте на берегу Новотроицкого водохранилища, на склоне Лысой горы (которая уже давно не лысая и, не без помощи людей, заросла садами и лесочками) прошел фестиваль пленэрной живописи и дизайна среды “ Мы можем”. Событие это было приурочено к пятидесятилетию Изобильненской детской художественной школы. Изобильненская детская художественная школа и была главным организатором фестиваля, естественно при непосредственном участии отдела культуры. Проводился фестиваль в форме выездного пленэра. И я там была с двумя своими ученицами, и хочу Вам об этом рассказать. Начать, пожалуй надо всё таки с того, что вспомнить что же такое пленэрная живопись и пленэр.
Что же такое пленэр.
Слово “пленэр” французского происхождения, в буквальном переводе означает - открытый воздух или просто открытый. Ввели в обиход этот термин господа импрессионисты. Именно они постарались перенести процесс создания картины из мастерской на открытый воздух. Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении и передачи на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Справедливости ради, надо сказать, что импрессионисты вовсе не первые догадались выйти с карандашами и красками на природу. И до них художники выходили на природу и делали зарисовки и этюды с натуры, но у импрессионистов это стало массовым и системным занятием. Именно они стали выставлять на суд публики картины полностью выполненные на пленэре, без доработки в мастерской. Однако не надо думать, что импрессионисты полностью переселились на улицу, в мастерских они тоже работали. И всё таки, именно в творчестве импрессионистов пленэр занял значимое место, однако, в тоже время, от пленэра никогда не отказывались не только импрессионисты но и художники других направлений. На пленэр выходят и выезжают не только художники, но и фотографы, например.
Кроме того, на пленэр могут выйти и ботаники, и энтомологи, и даже этнологи. Но в научной среде термин “пленэр” не утвердился, ученый люд предпочитает выражение “полевые испытания”, “полевые исследования” и сейчас слово “пленэр” прочно связано именно с художниками, причем с живописцами, хотя половина выполненных на пленэре работ это графика.
Во всех учебных заведениях художественной направленности пленэр обязательная часть учебной программы, пленэр приравнивается к производственной практике. С того счастливого времени, когда я поступила в художественную школу, июнь для меня - месяц пленэра. И не смотря на то, что на пленэр я выхожу в любое время года, для меня пленэр означает начало лета, самую юность лета. Фестиваль пленэрной живописи прошел в начале июля, когда все официальные пленэры были завершены и все оценки были выставлены, на фестивале не было строго регламентированной учебной программы, каждый участник занимался тем, что ему больше нравилось, тем что у него лучше получалось, к чему лежала душа.
Отметить юбилей выездным пленэром - это очень хорошая идея. Изобильненская ДХШ уже имеет опыт выездных пленэров, облюбовав для этого “Зелёный мыс”. Далеко не все учебные заведения художественной направленности решаются на проведение обязательных пленэров в выездном формате, пугают организационные трудности. Изобильненцы на это решились и их опыт показывает, что трудности эти “не так страшны, как их малюют”.
Как всё начиналось.
На базу “Зелёный мыс” мы приехали рано утром первого июля. Меня и Викторию привез папа Виктории, Вероника с родителями уже была там. Мы выгрузили вещи в беседке на берегу озера и родители наши уехали на работу. Мы остались ждать людей, ответственных за расселение участников фестиваля. Мы оказались не первыми, накануне, поздно вечером уже приехали участники фестиваля из Астрахани, их накануне вечером и заселили (ну не ночевать же им на полянке), нам же пришлось ждать до десяти часов утра, когда наконец прибыл весь остальной “табор” с ответственными лицами.
Нас троих поселили вместе, в двухместную комнату, в которую поставили третью кровать. Естественно в комнате почти не осталось места, что с моей точки зрения, было не важно, поскольку время мы проводили вне комнаты и приходили туда только поспать и переодеться, а для этого места хватало. В рекламных материалах, рассказывающих о предстоящем фестивале (которые Вероника почему то искренне считала договором) говорилось о том, что в домиках для проживания участников фестиваля есть и кондиционер, и душ, и все удобства. И действительно всё это в домиках было, вот только ничего этого не было в нашей комнате, надо заметить, что за те деньги, что мы заплатили за проживание, нам и кровати то не полагались, но Вероника всё равно обвиняла всех в несправедливости, ведь у половины населения “Зелёного мыса” удобства были, но как говорится “тут не система виновата, а судьба”. Поскольку наша комната была изначально двухместной то на три кровати было всего две тумбочки, третью кровать в комнату поставили, а тумбочку нет. Вероника это заметила и сразу начала требовать недостающую тумбочку, чтобы успокоить Веронику я пошла и попросила тумбочку, которую нам сразу же и поставили в комнату. Я до сих пор не понимаю, зачем это было нужно, зачем я пошла просить эту тумбочку “преткновения”, ведь тумбочками мы практически не пользовались. Я хранила свои вещи и туалетные принадлежности в своей дорожной сумке, специально для этого приспособленной, всё что необходимо для живописи и рисования хранилось у меня в этюднике, который я разместила на нашей персональной веранде, примыкающей к нашей комнате. Что касается Виктории, то она предпочитала живописно разбрасывать свои вещи по всей комнате, чтобы всё было под рукой (у неё под рукой, у меня же её кружка, её рисунок или её шляпка всегда оказывались, почему то, под ногой). Вероника тумбочкой пользовалась по назначению, но около её кровати тумбочка была изначально.
Домики для проживания составляют одну улицу поднимающуюся по склону, нам достался домик на самом верху.
Для всех тех жителей, в комнатах которых не было удобств были удобства на улице: общественный “белый дом”, тщательно побеленный снаружи, разделённый внутри на отдельные кабинки современными пластиковыми панелями и с “фирменными” дырками в чистенько выкрашеном деревянном полу, в тени деревьев располагались садовые душевые кабины, для умывания была настоящая пионерлагерная умывалка. Умывалка мне понравилась больше всего, и это я без всякого сарказма, умывалка пробудила самые лучшие мои воспоминания из детства и юности.
Впрочим всегда можно было напроситься в душ к соседям, что девчонки периодически и делали.
“Зелёный мыс” на самом деле оказался мысом, в прямом смысле этого слова. Благодаря такому расположению у “Зелёного мыса” довольно обширная территория пляжа. Имеются три пирса: два новых (из специального пластика и железа) и один старый (деревянный, заботливо выкрашенный розовой масляной краской). Вся база отдыха “Зелёный мыс” выглядит так, как будто её начали активно приводить в порядок после долгого периода запустения.
Старенький деревянный пирс находится как раз на самом острие мыса и рядом с пирсом, у самой воды, растёт старая ива, которую, хотя бы раз да нарисовал каждый художник. И я тоже не удержалась.
Новые пирсы расположены с двух сторон от старого пирса. На левом пирсе - две просторные беседки-веранды, с крышами столами и удобными стульями. Правый пирс идеально подходит для купания. Центральный пирс, как я поняла, чаще использовался для рыбалки, рыбалка здесь, как и на всём Новотроицком водохранилище, замечательная. Пляж “Зелёного мыса” представляет из себя просторную поляну, заросшую ковром зелёной травы. Для спуска в воду, по всему периметру пляжа, есть бетонные ступеньки, но дно, как и по всему берегу Новотроицкого водохранилища, илистое и когда заходишь в воду, поднимается муть и, изначально прозрачная вода, становится совершенно мутной. Кроме того, ступеньки в воде зарастают водорослями и становятся скользкими, да ещё и острые ракушки в иле могут попадаться, поэтому в воду удобнее и приятнее спускаться с пирса, для этого там есть специальные лесенки. А ещё веселее в воду с пирса прыгать! Через час после заселения мы уже вовсю прыгали в воду. К тому времени как мы с девчонками пришли на пирс, стая изобильненцев уже купались. Главным по купанию был Максимов Виктор Петрович. Сейчас он уже пенсионер, но продолжает преподавать в Изобильненской детской художественной школе. Виктор Петрович был первым директором Изобильненской ДХШ, с него эта школа и началась.
В час дня все мы отправились на обед. Кормили в “Зелёном мысе” четыре раза. Завтрак в восемь часов утра, обед - в час дня, в шесть часов вечера ужин, а в половине десятого, перед отбоем давали какую-нибудь выпечку и напиток (сок или кефир). Работу поваров и тех кто занимался организацией питания во время фестиваля надо отметить особо, справились они со своей работой просто отлично. Конечно некоторые капризульки бурчали,что кормят как в советской столовой, но отсутствие всяких изысков в питании это скорее плюс. Ведь именно всякие вкусности и полезности и бывают, чаще всего, причиной внезапного расстройства желудка и разных аллергий. Как говорится: что для одного суперпродукт, то для другого смерть. В советской системе питания используются только те продукты и их сочетания, которые ни у кого не вызывают непредсказуемых реакций. И если Вы предпочитаете сосредоточится на пленэрной живописи, экскурсиях, мастер-классах, на купании в озере наконец, а не на челночном беге в некое определённое место и выяснении откуда у Вас взялась эта сыпь и что именно не то Вы съели, то следует предпочесть советскую систему питания. Короче: с моей точки зрения, кормили хорошо.
В семь часов вечера состоялось официальное открытие фестиваля. Как и положено выступали все кому положено выступать в подобных случаях. Приглашенные артисты, ведущие данное мероприятие, очень хорошо вели это самое мероприятие и очень хорошо пели. Потрясающе выступил театр казачьей моды. Описывать подробно всё происходящее на открытии я не буду, кому это интересно можете посмотреть по ссылке. (На этом же канале можно посмотреть и записи всех проходивших в рамках фестиваля мастер классов).
На церемонию открытия приехали родители Вики и её младшая сестрёнка. После официальной части была дискотека. Почему то желающих потанцевать оказалось мало, танцевали девочки из ансамбля (но им это по должности положено), танцевали мои девчонки, я, родители Вики и ещё человек шесть приехавших на фестиваль учениц. Остальное население куда то потихоньку разбрелось. Не понимаю я детей, не понимаю я и взрослых, ну когда ещё представится случай потанцевать! Надо пользоваться такими случаями, не так много их в нашей жизни (особенно у взрослых). Можно бы было назвать дискотеку неудавшейся, если бы не то обстоятельство, что те кто всё таки танцевать решились, танцевали от всей души и до самого конца. А потом ещё до получи Вика взахлеб делилась своими впечатлениями по телефону со своими друзьями. И то как она танцевала, и то как ведущий предложил допеть песню, если кто-то знает слова, и как она оказалось знала слова, и как ей разрешили допеть песню, и как она допела, и масса других впечатлений.
Жизнь на Зелёном мысе.
Со второго июля начались будни праздника под названием “фестиваль пленэрной живописи и дизайна среды “Мы можем”. Взрослое население “Зелёного мыса” старалось ещё до завтрака, с самого раннего утра вытащить на берег свои этюдники и что нибудь написать, пока дети спят. Но и среди детей нашлись те кто просыпался с первыми лучами солнца и сразу хватался за краски и карандаши. После завтрака, часов с девяти-десяти утра начинались мастер классы. Иногда даже, два мастер класса шли одновременно.
Мне понравились все мастер-классы. Моим девчонкам больше всего понравились мастер-классы Стаценко Владимира Васильевича руководителя студии “КОТ МОНЕ”. На первом мастер-классе лепили из глины медальончики с отпечатками листьев и трав, а второй мастер класс был ещё интереснее: учились работать на гончарном круге. Когда наблюдаешь за тем как рождаются на гончарном круге различные кувшины, тарелки и другие подобные вещи то кажется, что это очень просто. Однако для новичка работа на гончарном круге непростое испытание, весь изведёшся и с ног до головы глиной обмажешься, прежде чем хоть что то получится. Первый кувшин - всегда комом, а так же и второй, и третий, и десятый. Но Владимир Васильевич прекрасный преподаватель, под его руководством у всех, практически с первого раза, получалось на гончарном круге вполне удовлетворительное изделие. Каждый желающий смог изготовить себе горшочек или подсвечник, или тарелочку. Глины организаторы заготовили в изобилии, а Владимир Васильевич работал, как говорится, до последнего посетителя. Виктория изготовила маленький горшочек, а Вероника - подсвечник.
Мастер класс по акварельной живописи провела Бедина Анна Федоровна директор ДШИ№1 города Астрахани. Анна Федоровна рассказала о бумаге, кистях и красках, о секретах акварели. Немного жаль, что для примера она выбрала копирование с ранее заготовленной картинки, а не живопись с натуры. Однако как работает акварелью Анна Федоровна с натуры можно было посмотреть на протяжении всего фестиваля.
Сергей Геннадьевич Заплутахин показал на примерах искусство декупажа, используя бытовой и технический мусор.
Член корреспондент Российской академии художеств Кузнецов Евгений Георгиевич на конкретном примере рассказал о работе акрилом, о теории цвета. Мне лично, мастер-класс Евгения Георгиевича был очень интересен. Акрил для живописи выбирают не очень часто, одни считают живопись акрилом слишком сложной, другие стесняются признать живопись акрилом полноценной живописью, кто то вообще об акриле ничего не знает, кто то убеждён, что акрил годится только для декоративных росписей. Те же, кто в качестве живописного материала выбирают акрил, часто пишут акрилом как гуашью, Евгений Георгеевич показал “акварельные” возможности акрила, а также возможности цветов усиливать звучание друг друга.
Елена Курова, жительница станицы Староизобильная, работница дома культуры, с 1998 года занимается глиняной игрушкой. Она провела мастер-класс по лепке глиняной казачьей игрушки.
Бирюков Павел Витальевич, преподаватель Астраханского художественного училища, рассказал немного о масляных красках и показал некоторые приемы, которые используются в написании пейзажей.
Андрей Владимирович Корзун,главный человек фестиваля, благодаря стараниям которого и состоялся фестиваль, показал как лепить из глины бюст (это голова и плечи, если кто забыл). Другой мастер-класс Андрея Владимировича был посвящен созданию арт объекта из палочек, проволочек и глины. Из палочек и проволоки создается каркас, а потом наращивается объём с помощью специального безусадочного глиняного состава. И вот тут Андрей Владимирович немного “пролетел”, так как использовал для скрепления каркаса и наращивания объема простую природную глину, глина высохла, усохла и арт объекты растрескались (у Виктории растрескался её крокодил, у Вероники - змея). Нужно было использовать не глину, а специально приготовленный состав, кстати готовая штукатурка, продающаяся в строительных магазинах мешками идеально подходит для таких фокусов, я пробовала.
В следующий раз, если мне будет позволено, я обязательно покажу как это делается.
После обеда было время экскурсий. Участников фестиваля было около шестидесяти человек, а автобус изобильненского отдела культуры рассчитан на пятнадцать, поэтому на экскурсии народ возили несколькими рейсами. Была попытка заказать два автобуса сразу, а также однажды удалось раздобыть автобус на тридцать мест, но “зафрахтовать” автобус способный вместить всю ораву одновременно почему то не получилось.
Мы с девчонками побывали на экскурсии в музее русского самовара в станице Новотроицкой. Там угощали вкуснейшим чаем, вкуснейшими пирогами и рассказывали много интересного о русских самоварах и интереснейших судьбах тех людей, кому экспонаты музея раньше принадлежали. Собирая самовары, создатель музея всегда интересуется историей этого самовара, а история самовара - это судьба тех людей кому этот самовар принадлежал. Создал музей - Сергей Брежнев, человек очень интересный и неугомонный. За одно Сергей показал нам и свой музей виноделия, у него и такой имеется, и на достигнутом Сергей останавливаться не собирается, он мечтает ещё и о музее русской печки, а там и музеи другой утвари подтянутся. А почему нет? Сергей сам ведет экскурсии в своём музее и рассказывает очень интересно. Если Вам представится случай, обязательно побывайте в этом музее - получите истинное удовольствие. Не могу удержаться, чтобы не похвастаться - печку в музее русского самовара расписывала я.
Побывали мы и на экскурсии по поселку Солнечнодольску. Казалось бы, ну какой в этом смысл? Мы живём в Солнечнодольске, мы видим эти муралы каждый день, мы видели как эти муралы создавались и многим даже удалось пообщаться с создателями муралов. Поначалу я даже сказала девчонкам: “Давайте мы не поедем”, но они сказали: “Нет! Мы поедем!”. И мы поехали и очень хорошо, что поехали. Экскурсия получилась очень интересной. К экскурсии присоединилась мама Вероники с младшим братишкой Вероники, а потом и папа Виктории к нам присоединился. Получилась очень увлекательная прогулка. Когда бы мы ещё погуляли по поселку все вместе, поделились своим мнением о прошедшем в нашем поселке фестивале “Культурный код” и о многом другом. Да и гостям с нами было интереснее, мы смогли рассказать больше чем экскурсовод.
Были и очень интересные доклады. Евгений Алексеевич Фитьмов - доцент кафедры арт-технологий, Ставропольского государственного педагогического института рассказал о направление в графическом дизайне "Социальный плакат". Виктор Петрович Максимов очень интересно поведал о разработанной им самим уникальной методике преподавания графического композиции.
И конечно же был день Нептуна. Без такого праздника просто невозможно себе представить какое либо мероприятие в местах подобных “Зелёному мысу”. Устроили карнавал, оделись русалками, утопленниками и чертями, была даже шикарнейшая медуза. Художник Юрий Побережный был Нептуном, Максимов Виктор Петрович исполнял обязанности главного черта, я удостоилась чести быть при нем чертовкой, мне даже рожки казенные выдали. Не обошлось, естественно, без бодиарта, на телах и лицах акварельными красками рисовали друг другу изысканные узоры. Для любителей природных материалов привезли целую бочку лечебной сероводородной грязи, насыщенного черного цвета, голубая и красная глины, которые тоже используются в косметических и лечебных целях, остались от мастер классов. После грязевых масок и костюмированных танцев на тронной поляне, все весело приступили к водным процедурам.
Возникает вопрос - когда же, при такой насыщенной программе участники фестиваля успевали что то рисовать? А вот успевали. Время для этюдов и зарисовок находилось у всех. Если человек хочет рисовать, то его не остановишь, главное чтобы человек захотел. На фестивале была та особенная атмосфера, благодаря которой хотелось рисовать и писать и не надо было никого заставлять. Именно на это я и надеялась, соглашаясь на эту, казалось бы, авантюру, и я не разочаровалась. Были на фестивале и очень талантливые ребятишки, но в основной своей массе приехали далеко не самые лучшие ученики, а те кого отпустили их родители и смогли оплатить питание и проживание. Для таких, не самых лучших и не самых прилежных, побывать на мероприятии подобном тому, что проводилось на базе отдыха “Зелёный мыс” даже важнее чем для талантливых и прилежных. На “Зелёном мысе” рисовали все. Каждый вечер, в половине девятого в столовой был просмотр. Никого не заставляли обязательно выставлять свои работы, но тех кто бы не принёс свои работы на просмотр не было. Девчонки собирались стайками и ревниво выспрашивали друг у друга, что они понесут сегодня на вечерний просмотр, строили планы, что лучше сегодня порисовать.
Жюри каждый вечер просматривало все принесенные и старательно разложенные на полу и на сдвинутых столах работы и практически для каждой работы находилось доброе слово. Не удивительно, что ребята не хотели пропустить ни одного просмотра и каждый день старались нарисовать что то новое. Ребята попали в атмосферу, где рисовать интересно и престижно, именно этим выездной пленэр выгодно отличается от рутинного не выездного. Ничто не отвлекает от основного процесса, кроме разве бытовых моментов, таких как готовка еды например. А на базе “Зелёный мыс” даже необходимость готовить еду и убирать территорию не отвлекала, рисовать можно было когда угодно и где угодно: в беседках, на пирсах, просто на траве, можно было таскать стулья по всей территории и не надо было особо беспокоится за свои рисовальные принадлежности, если забыл где то что то, всегда было можно пойти и найти.
Арт объекты Зелёного мыса.
Особого рассказа заслуживают арт объекты “Зелёного мыса”, они были здесь повсюду, буквально под каждым кустом. Конечно главным было черное привидение с белым лицом и велосипедным рулём в руках. Привидение торжественно парит над пирсом, совершая свою бесконечную велосипедную прогулку.
На берегу курит трубку, о чем то задумавшийся барон Мюнхаузен, гордо восседая на половинке своего знаменитого коня. И сам барон, и его лошадка, и собачка полностью собраны из различных запчастей различных механизмов Борисом Кулешовым. Чуть дальше не берегу - трон “из тысячи мечей”, а рядом с троном кованый железный дракончик раскрыл свои железные крылья. Дракончик потерял где то одну лапку, но судя по всему, его это нисколько не беспокоит. Береговой дракончик не единственный представитель драконьего племени на Зелёном мысе, ещё один дракон восседал на своей коряге в столовой, видимо охранял выставку работ учеников и учителей Изобильненской ДХШ. Оба дракончика впоследствии переехали на выставку “Белый котёнок”.
Больше всех, из “железного народца” меня заинтересовали курочки сделанные из старых лопат, вил и прочего инвентаря. Курочки паслись на клумбе, не далеко от столовой, рядом с ними стоял удивлённый железный туземец с копьем, то ли он пас курочек, то ли решил на них поохотиться. Нельзя не отметить кота со спиной котелком и пружинного пса с головой фонарем, а также железных ажурных рыбин и пса - музыканта.
Когда мы только приехали, рядом со сценой можно было видеть два толстенных обрубка бревна, по настоящему огромных. Через несколько дней спустя обрубок бревна, который был пониже превратился, с помощью бензопилы, столярных инструментов и умелых рук мастера, в очаровательного медвежонка. Обрубок бревна ростом повыше, думаю тоже, в скором времени, во что то превратится.
К концу пленэра на тронной поляне появился белый олень. В каком то смысле олень существовал уже с самого начала фестиваля, сплетенный из проволоки, он стоял на клумбе рядом с железными курочками, почти невидимый. Сплел каркас оленя из проволоки Владимир Корзун, а Андрей Корзун перенёс оленя на “тронную” поляну и с помощью группы поддержки, используя туалетную бумагу, клей и скотч сделал оленя видимым, после окончания фестиваля белый олень “умчался” на выставку.
Чем всё закончилось.
Время прошло и наступил шестой день фестиваля, день последний. Седьмого июля участников фестиваля последний раз кормили завтраком и все разъезжались по домам, кто то уезжал сразу же, кто то шел и в последний раз искупаться в озере. Шестого июля подводились итоги. Обед в этот день был не в час дня, как бывало обычно, а ровно в полдень. После обеда был последний итоговый просмотр. Все выставили все свои работы, работы которые сами авторы сочли достойными участия в конкурсе. Среди детей победители отбирались в двух возрастных категориях: двенадцать - четырнадцать лет и пятнадцать - семнадцать лет. Мне очень понравилось как проводилось судейство. В жюри были люди, так сказать, посторонние, то есть те у кого среди авторов оцениваемых работ не было их собственных учеников и соответственно, судьи не могли быть заинтересованы в продвижения какого либо определенного участника конкурса. Члены жюри сначала посмотрели все работы, выбрали и разложили отдельно все понравившиеся (хотя бы кому нибудь из жюри) работы, а потом уже отдельно голосовали по каждой из выбранных работ. Работы набравшие наибольшее количество голосов и получали призовые места. Вероника смогла получить диплом третьей степени за свои “лодки”.
Первоначально присуждать призовые места должны были в трёх номинациях: городской пейзаж, промышленный пейзаж и деревенский пейзаж. Но диапазон представленных на просмотр работ был гораздо шире, были замечательные пленэрные портреты, натюрморты, зарисовки и этюды людей. Пришлось в срочном порядке добавлять номинации. Кроме работ написанных непосредственно во время фестиваля на конкурс можно было представить и работы выполненные ранее, привезенные с собой, главное чтобы они соответствовали тематике. Кроме натурных работ рассматривались и декоративные пейзажи и арт-объекты. Выставить можно было столько работ, сколько посчитаешь нужным. Все работы отмеченные жюри участвовали в выставке “Белый котёнок”.
После просмотра ученических работ свои работы выставили преподаватели. Среди этих работ тоже были отобраны работы на выставку. У меня на выставку попали две работы.
Среди взрослых участников места не присуждались, все те чьи работы были отобраны на выставку получили дипломы участников. Дипломы вручал Юрий Андреевич Трянов член правления регионального Ставропольского союза дизайнеров. В семь часов вечера состоялось торжественное закрытие фестиваля. На закрытии и вручались дипломы. Кроме вручения дипломов естественно выступали все кому положено в таких случаях выступать, пели песни те кому полагалось петь, очень хорошо пели. Дискотеку устраивать не стали, видимо потому что на открытии дискотека не совсем удалась. Люди, у которых дискотека на открытии фестиваля удалась, немного расстроились. Положение спас парень, работающий в буфете “Зелёного мыса”, он принес на “тронную” поляну шар со светомузыкой, динамики подключил к телефону, всё это водрузили на трон из тысячи мечей, включили и дискотека началась. Как не удивительно, но на сей раз танцующих было намного больше, да и танцевать на поляне было намного удобнее. Вика, которая хотела уехать сразу после церемонии закрытия, осталась на всю ночь.
Пятнадцатого июля открылась выставка “Белый котёнок”. Такое название было дано выставке в честь маленького белого котёнка, котёнок родился в тот день, когда было принято решение о проведении конкурса-фестиваля на базе отдыха “Зелёный мыс”. Новорожденного котёнка выкинули в речку, но он мужественно боролся за свою жизнь. Его спасли ученики Андрея Владимировича, Андрей Владимирович пристроил котёнка к своей кошке, у которой уже были котята чуть постарше. К открытию выставки, котёнку исполнилось уже три месяца и он был самым резвым в своём приёмном семействе.
Выставка “Белый котёнок” открылась 15.07.2022 г. в 17.00 в выставочном зале Ставропольского союза художников. На выставке можно было посмотреть работы учеников Изобильненской ДХШ, работы преподавателей, а также работы призёров конкурса-фестиваля “Мы можем”, в выставочные залы перекочевали и некоторые арт объекты “Зелёного мыса” (организаторы обещали и каталог выставки выпустить).
Я не была на открытии выставки, но мы с дочкой побывали в Ставрополе на выставке в другой день. Выставка работала с десяти часов утра и до восьми часов вечера без перерыва и выходных. Мы приехали утром, в будний день, поэтому в выставочном зале мы были одни и смогли все рассмотреть не торопясь и не отвлекаясь.
А что же дальше? Праздник должен продолжаться.
Фестиваль пленэрной живописи и дизайна среды “Мы можем” закончился. Пятого августа закончилась выставка “Белый котёнок”. И очень хочется повторить этот праздник. О желании сделать фестиваль-конкурс постоянным говорили все участники и организаторы, об этом говорили ещё до начала фестиваля, об этом говорили во время фестиваля, об этом продолжают говорить и сейчас. И надо постараться, чтобы так оно и было.
Звучало предложение проводить фестиваль как полноценную лагерно-санаторную смену, продолжительностью двадцать один день. Но фестиваль пленэрной живописи это, всё таки, не банальный лагерь отдыха. Мне кажется, что оптимальным было бы двенадцать или пятнадцать дней, для конкурса-фестиваля именно такая продолжительность, я думаю, будет оптимальной.
Во время фестиваля было много интересных экскурсий.
На экскурсии возили автобусами, а можно ведь задействовать и водный транспорт. В поселке есть кораблик, способный вместить столько же людей сколько и автобус. Конечно в музей русского самовара на кораблике не доплывешь, а вот в Солнечнодольск, смотреть муралы на кораблике доплыть было бы и удобнее и интереснее. Да и какой бы ни была максимальная скорость кораблика, учитывая, что плыть пришлось бы на прямую, получилось бы быстрее. Очень интересной могла бы быть экскурсия по Новотроицкому водохранилищу. Новотроицкое водохранилище богато всякой живностью: цапли, лебеди, ондатры, различные виды уток, земноводные и живущие в воде рептилии. И насколько я заметила эта живность не очень то и боится человека, и если вести себя достаточно тихо, позволяет собой любоваться. Было бы интересно, поделать этюды и зарисовки.
И почему бы не использовать как площадку для этюдов и зарисовок Лысую гору. С вершины Лысой горы можно увидеть замечательнейшие пейзажи, хорошо видна Ставропольская ГРЭС хорошо виден Солнечнодольск и другие населенные пункты расположенные на берегах Новотроицкого водохранилища, хороший обзор на поля с цветущим подсолнечником или гречихой. В начале июля поля удивительно разноцветные. Помню как мы ходили на Лысую гору на пленэр когда я ещё училась в художественной школе, ещё с Юрием Кирилловичем. В то время Лысая гора была действительно лысой, не было ни садов, ни лесочков, да и баз оддыха на лысой горе тогда почти не было, “степь да степь кругом” тогда там была. От подножья горы и до вершины мы ползли на коленях. Нет, подъем на гору не был каким то трудным, гора довольно пологая. И какими то религиозными фанатиками мы не были и богам Лысой горы не поклонялись. Но Лысая гора нашла способ поставить нас на колени, среди слегка подсохшей степной травы росла дикая степная клубника, маленькая, но такая вкусная и ароматная, оторваться было невозможно. Я до сих пор вспоминаю вкус и аромат этих ягод.
Сейчас Лысая гора сплошь заросла деревьями и базами отдыха, но вершина по прежнему свободна и торчит залысиной. Прекраснейшие виды, открывающиеся с вершины лысой горы тоже никуда не делись.
Во время фестиваля была организована поездка в Солнечнодольск, как я поняла, первоначально задумка была в том, чтобы написать пейзажи, которые можно наблюдать находясь на площадке памятника жертвам фашизма. Действительно пейзажи оттуда видны замечательные. Однако на этюды туда можно выйти только, разве что зимой или летом в пасмурный безветренный день, долго находится на холме рядом с обелиском в период активного солнца просто невозможно. В результате всем “пленэристам” пришлось спустится на набережную, писать лодки. Этюды получились замечательные, поездку нельзя, ни в коем случае, назвать напрасной, но ведь изначальная цель не была достигнута.
И зачем было ездить так далеко? Можно было подняться на вершину Лысой горы. Вершина Лысой совсем не далеко от “Зелёного мыса”, конечно туда надо расчистить тропинку, убрать на вершине мусор и колючки, может кое где кустарник срезать, получится замечательная площадка для пленера. Конечно нужно будет обзавестись пляжными зонтиками, чтобы укрыть “пленэристов” от солнца, однако подобный инвентарь обязательно должен быть на базе, где регулярно проводятся пленэры. Что касается лично меня, то я обязуюсь с большим удовольствием поучаствовать в субботнике по “прокладке великого пути к вершине” и обустройстве самой вершины Лысой горы, если на то будет необходимость.
Фестиваль был организован очень не плохо, особенно если учесть, что это в первый раз. Но хотелось бы ещё лучше. и это совсем не тот случай, когда лучшее враг хорошего. На мой взгляд, не помешало бы каждое утро начинать с того, что по громкой связи объявлять расписание на весь день, какие сегодня где мастер-классы и восколько, экскурсии и так далее. Конечно у всех есть “ватцапы” и “теллеграммы” там разные, где то забудешь, где то не посмотришь, а объявленный по “местному радио” план на предстоящий день как то мобилизует и объединяет. И ещё хотелось бы специальную такую доску объявлений, которая бы висела в доступном месте (например у входа в столовую) и там бы вывешивалась информация по мастер-классам, экскурсиям и просмотрам, я думаю это не сложно было бы сделать, а порядка бы было больше. И неплохо бы в самый первый день вывесить объявления о всех намечающихся экскурсиях, и так, чтобы каждый сам за себя или старшие по группам могли прямо туда вписать в каких экскурсиях кто намерен поучаствовать. Так, по моему, и участникам, и самим организаторам было бы намного удобнее.
Если фестивалю пленэрной живописи “Мы можем” суждено продолжаться, то наверное будет расширяться география и увеличиваться количество участников. И может случится так, что всем желающим не хватит места на базе “Зелёный мыс”. А рядом с “Зелёным мысом” есть совершенно запущенный участок, заросший бурьяном, с совершенно развалившемся пирсом. Не знаю кому принадлежит этот участок и принадлежит ли кому нибудь, но если и есть у участка хозяин, то хозяину явно не до этого участка. Почему бы Изобильненскому городскому округу не взять этот участок под “своё крыло”? И, если возникнет такая необходимость, присоединить к “Зелёному мысу”. И ведь использовать участок можно будет не только для фестиваля пленэрной живописи, но и для других мероприятий: слёт юных (да и зрелых тоже) орнитологов или краеведов, например, ну или фестиваль краеведения. То есть участок вряд ли будет “пустым грузом”. Я думаю не мешало бы подумать в этом направлении.
А что Вы, уважаемый читатель думаете обо всём изложенном мной в этой статье? Может Вы хотели бы тоже поучаствовать в фестивале пленэрной живописи? Или может быть, организовать какой то свой фестиваль? А может у Вас есть возможность как то помочь в проведении подобных мероприятий? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Будет интересно и полезно. И не только мне. Спасибо.
Отлично, всё чётко и по делу!
Очень хороший рассказ, заряжающий положительной энергией.