Если мы посмотрим вокруг себя, то сможем заметить что в окружающем нас мире очень много прямых углов. Мы живём в домах с прямыми углами, у нас прямоугольные столы и стулья, наши дома сложены из прямоугольных кирпичей. Мы живём в мире прямых углов. Поэтому, если мы хотим убедительно изображать окружающий нас мир, а также и миры созданные нашим воображением, нам просто необходимо научится рисовать предметы в основе которых лежит прямоугольник. Прямоугольник это двухмерный (плоский) объект, геометрическая фигура. Объёмный (трехмерный) объект на основе прямоугольника называется параллелепипед и это уже геометрическое тело. Очень многие объекты окружающего нас мира в основе своей имеют форму параллелепипеда. Параллелепипед это геометрическое тело (трёхмерный объект) у которого все грани представляют из себя прямоугольники. И мы разберёмся сейчас как нарисовать параллелепипед. И начать тут надо с перспективы.
Что такое перспектива.
Для того, чтобы предметы на картине выглядели объёмными, художник пользуется приемом, называемым перспектива. Перспектива используется не только затем, чтобы нарисованный предмет выглядел трехмерным, но также и для создания иллюзии пространства, чтобы у смотрящего на картину создавалось ощущение того что какие-то предметы находятся ближе, а какие-то дальше. Перспектива не единственный способ показать предмет объёмным, в черчении для этого пользуются изометрией. Но изометрические проекции (изображения) предметов не позволяют изобразить предмет реалистично, тем более изобразить предмет помещенным в среду, как это делают художники. Почему же мы видим мир в перспективе? Наш глаз устроен так, что когда мы на что то смотрим, то не видим то, что находится у нас за спиной, мы не видим на 360 градусов, мы можем увидеть только область перед нами, какой то сектор видимого мира. Фотокамеры и видеокамеры, кстати, устроены похожим образом. Внимательно посмотрите на схему. На схеме показан угол зрения.
Мы смотрим на шары лежащие перед нами в десять рядов по десять шаров в рядов. Мы видим, что в первом ряду в поле нашего зрения попадает только два шара, во втором - четыре, а в пятом ряду уже все шары попадают в поле нашего зрения. Во всех последующих рядах (после пятого) в поле зрения попадают все десять шаров в ряду и, кроме того, в поле зрения попадает всё больше и больше соседнего пространства. Выглядит это так, как показано на соседнем рисунке, шары первого ряда нам кажутся самыми большими, а с каждым следующим рядом - всё меньше и меньше. Чем дальше от нашего глаза находится предмет (в данном случае шар), тем меньше он нам кажется. Шары уменьшаются не только по ширине, но и по высоте. Угол зрения есть не только по ширине, но и по высоте.
Уровень зрения.
Чтобы понять принципы перспективы начнем с такого понятия как уровень зрения, разберемся с тем что такое горизонт и зачем нам вообще что-то надо знать о горизонте чтобы научиться достоверно изображать объекты и пространство.
Давайте посмотрим в окно, при этом мы будем стоять не вплотную к окну, а на каком-то расстоянии от него, немного в глубине комнаты. Очень желательно чтобы из окна был хорошо виден горизонт. Если из нашего окна будет видно только часть соседнего дома или дерево закроет своей кроной весь вид, то эксперимент будет не наглядным. Вот мы стоим и смотрим в окно, мы видим дальние холмы на горизонте и пространство перед ними, а над холмами, над горизонтом видим небо. И мы видим, что небо занимает примерно половину высоты оконного проема, а нижнюю половину занимает земля, то есть горизонт делит окно практически пополам. Если мы измерим высоту от пола и до уровня своих глаз, а потом измеряем высоту от пола и до того уровня где видим горизонт в окне, то убедимся, что две эти высоты одинаковы. Теперь отойдем на прежнее место и сядем на стул. Мы заметим, что теперь небо занимает не половину окна, а несколько больше, в то же самое время земли мы стали видеть меньше, горизонт опустился. Мы можем встать на стул и посмотреть в окно, мы опять увидели, что горизонт поменял своё местоположение по отношению к раме окна, горизонт поднялся выше.
Эксперимент, проведенный нами, наглядно показывает, что горизонт всегда находится на уровне наших глаз, это так и называется в рисунке – уровень зрения. Чтобы определить уровень зрения в рисунке, нужно посмотреть прямо перед собой. В большинстве случаев предметы на картинах где изображён натюрморт расположены ниже уровня зрения. Когда же мы изображаем пейзаж, то крыши домов и верхушки деревьев, как правило, оказываются выше уровня зрения. Когда мы рисуем интерьер, потолок и верхние полки шкафов оказываются выше уровня зрения, пол и все предметы не превышающие нашего роста оказываются ниже уровня зрения.
И так мы разобрались с тем что такое горизонт и что такое уровень зрения, поняли что горизонт и уровень зрения тесно связаны между собой, порой эти два понятия означают одно и тоже. Теперь пойдем дальше, разберемся как это используется в рисунке и как с помощью перспективы показать объёмность предметов имеющих форму параллелепипеда, а также показать что какие-то предметы ближе, а какие-то дальше.
Как только речь заходит о перспективе, сразу вспоминают железнодорожное полотно, уходящее в даль. И не удивительно, это самый наглядный пример. Не будем нарушать традицию. И вот мы стоим между двумя блестящим рельсами и смотрим вдоль железнодорожного полотна. Рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. В том месте где рельсы достигают горизонта они сходятся в одной точке. Конечно на самом деле расстояние между рельсами не меняется как бы далеко они не ушли, но нам кажется, что на горизонте две параллельные линии рельс сошлись в одной точке. Эта точка и называется точкой схода. Эта точка очень важная точка для построения параллелепипеда. Все параллельные линии, уходящие в даль сходятся в одной точке расположенной на горизонте.
И даже если параллельные линии не такие длинные как наша железная дорога и обрываются не доходя до горизонта, всё равно у них будет одна точка схода на горизонте, если мысленно продлить эти линии. Чтобы наблюдать это не обязательно искать железную дорогу и обычный тротуар вполне подойдет.
Проследить то, что все параллельные линии сходятся в точках схода и, что все точки схода находятся на линии горизонта можно, сфотографировав какой либо предмет имеющий форму параллелепипеда, распечатав это фото и наклеив фото на большой лист. После этого мы продлеваем линии сторон предмета и видим, что пучки параллельных линий сошлись в двух точках, проводим через эти точки прямую и эта линия и есть горизонт. И так, чтобы убедительно изображать окружающую нас действительность, нам необходимо научиться изображать (строить) параллелепипед. Учиться строить параллелепипед мы будем на примере куба, так как куб это тот же параллелепипед у которого все грани квадраты.
Построение куба.
Для наглядности, изучать построение куба мы начнём на примере каркасного куба. И так нам надо построить (нарисовать) куб. Посмотрим на куб и определим в каком положении он находится. Существует два положения куба по отношению к зрителю: с одной точкой схода и с двумя точками схода. Посмотрите на картинку и Вы поймёте о чём речь.
Если куб находится прямо перед нами и мы видим только сторону куба развернутую к нам и его верхнюю сторону, то это положение с одной точкой схода. Случай с одной точкой схода самый простой. Правила построения куба в этом положении таковы: сторона куба обращённая к нам представляет из себя квадрат, горизонтальные стороны этого квадрата строго горизонтальны, вертикальные – вертикальны. То есть нам надо просто нарисовать квадрат и передняя грань куба готова. А вот для передачи объема куба придется сделать некоторые вычисления. Для начала необходимо определить точку схода. Точка схода находится на горизонте. Чтобы определить где горизонт, смотрим прямо перед собой, там где наш взгляд упрется в противоположную стену, там и будет горизонт, мысленно проводим горизонтальную линию. Теперь нам надо определить эту линию на нашем рисунке, возможно линия горизонта поместится на листе, возможно окажется выше листа, всё равно необходимо отметить её хоть на листе, хоть на планшете. Для того чтобы правильно отметить линию горизонта, берём наш карандаш на вытянутую руку, измеряем высоту куба и смотрим сколько раз высота куба помещается в расстоянии между кубом и линией горизонта (как измерять с помощью карандаша я подробно описала в статье «Основы академического рисунка. Пропорции»). Чтобы определить точку схода нам необходимо определить наклон боковых линий верхней и нижней сторон куба. Сделать это можно двумя способами. Лучше всего, пока Вы ещё не уверенно чувствуете себя в рисунке, использовать оба варианта. Один для определения угла, другой для проверки.
Первый способ.
Берём карандаш на вытянутую руку и визуально совмещаем с уходящей вдаль стороной куба, определяем угол наклона этой стороны и проводим линию от правого нижнего угла квадрата под этим углом. Тоже самое необходимо проделать и с левым углом. Проделываем тоже самое и с верхними углами. Продолжаем линии до горизонта, все четыре линии должны пересечься в одной точке на линии горизонта. Если линии не пересеклись в одной точке на горизонте, значит Вы что то определили неправильно: высоту горизонта или углы наклона линий. Всё ещё раз проверяем и исправляем.
Второй способ определения угла наклона уходящей в перспективу линии.
С помощью карандаша в вытянутой руке, измеряем расстояние между нижней линией фронтальной грани куба и линией дальней стороны нижней грани куба. Измеряем, сколько раз это расстояние помещается в высоте фронтальной грани куба. Откладываем это расстояние на рисунке. Теперь поворачиваем карандаш горизонтально и измеряем расстояние от правого нижнего угла фронтальной грани куба до точки пересечения этой грани с вертикалью правого ребра задней грани куба. Отложим найденное расстояние на нижней стороне нарисованного нами квадрата и проведём вверх вертикальную линию до пересечения с найденной нами линией дальней стороны верхней грани куба. Теперь соединим правый нижний угол фронтальной грани куба с точкой пересечения наших линий. Это и будет правая сторона нижней грани куба. Тоже самое необходимо проделать и с левым углом. Тоже самое проделываем и с верхними углами. Дальний край верхне грани у нас определён (мы ведь отмеряли расстояние от передней грани до дальнего края верхней грани), из дальних углов верхней грани опускаем вертикали до пересечения с уходящими в точку схода линиями нижней грани куба и соединяем полученные точки горизонтальной линией. Наш куб построен. Для наглядности, ближние к нам линии выделяем пожирнее. Это тоже один из способов передать пространство в рисунке.
Рассмотрите внимательно получившийся рисунок. На рисунке наглядно видно, что передняя (фронтальная) и задняя грани куба это правильные квадраты, только дальний квадрат немного меньше квадрата ближнего. Вспомним пример с железной дорогой, вспомним ряд столбов вдоль железнодорожного полотна, чем дальше столб - тем он кажется меньше. Так происходит со всеми предметами в перспективе. И со сторонами куба тоже.
Мы рисовали каркасный куб, поэтому ни у кого не возникало вопроса, зачем прорисовывать нижнюю грань куба, мы её видим. Если же мы посмотрим на гипсовый куб, то нижняя грань куба нам не видима. Так зачем тогда её простраивать? Ведь перед выполнением тонального рисунка всё равно все невидимые линии придётся стереть. Зачем необходимо делать сквозное построение предметов (особенно обязательно простраивать следок), поговорим позже. Это очень важный вопрос и он требует особого разбора и объяснения. А сейчас, просто примите за правило, простраивать предметы насквозь.
Теперь рассмотрим построение куба с двумя точками схода.
В данном случае мы видим три грани куба (если куб не прозрачный), две боковые и верхнюю. Если куб будет расположен выше уровня зрения, то видно будет две боковые стороны и нижняя. Но мы разбираем построение куба стоящего ниже уровня зрения.
Рассмотрим куб находящийся в таком положении, когда у него две точки схода. Кроме того, что мы видим три грани куба, мы можем заметить, что на изображении куба в таком положении нет горизонтальных линий. Вертикальные линии остались вертикальными, а вот горизонтальных нет. Все горизонтальные прямые куба будут на рисунке под углом к горизонтали и стремится к горизонту.
Опять же, построение куба с двумя точками схода разберём на каркасной модели куба.
Внимательно посмотрев на куб, мы увидим, что одно из ребер куба к нам ближе остальных. Вот с этого ближнего ребра мы и начинаем построение (то есть рисунок) куба. Определив на листе, где у нас будет нарисован куб, проводим вертикальную линию там где у нашего кубика будет на рисунке это самое ближнее к нам ребро. Ограничиваем вертикальную линию снизу и сверху, тем самым определив на рисунке высоту ближнего ребра. Этот, получившийся у нас отрезок, будет на нашем рисунке нашим главным модулем. Именно с этой величиной мы и будем сравнивать все остальные величины. Сразу надо запомнить, что длинна (то есть высота) из всех длин и высот нарисованного нами куба, будет самой длинной (или высокой), все остальные ребра нашего куба на рисунке будут либо в сокращении, либо в перспективе, то есть все они будут короче ближнего ребра.
И так, у нас на рисунке есть ближнее ребро. Теперь определяем угол, под которым «уходит к горизонту» нижнее ребро куба с правой стороны. Берём карандаш на вытянутую руку, зажмуривает один глаз и визуально совмещаем наш карандашик и нижним ребром с правой стороны от ближнего вертикального ребра, определяем угол и переносим этот угол на наш рисунок, проводим линию. Теперь нам надо определить, где у этой линии будет конец. Для этого, взяв карандашик на вытянутую руку, развернув карандашик горизонтально и зажмурив один глаз, измеряем расстояние от ближайшего ребра до дальнего ребра справа. Развернув карандаш вертикально, смотрим сколько раз измеренное нами расстояние укладывается в высоте вертикального ближнего ребра. Делим ближнее ребро куба на нужное количество частей и откладываем вправо полученное расстояние, проводим вертикальную прямую.
Всё тоже самое выполняем и в левую сторону. Начинать с правой или левой стороны не имеет значения. Мы начали с правой, но можно начать и славой. Линии нижних рёбер не стираем после того как определим их концы, а продолжаем их до горизонта (насколько это возможно). Все вспомогательные линии не стираем до конца построения предмета.
У нас на рисунке есть ближнее ребро куба и два нижних ребра. Теперь нам надо построить следок нашего куба, то есть построить два нижних дальних ребра куба и определить самое дальнее вертикальное ребро куба. У нас каркасный куб, поэтому мы прекрасно видим нижние дальние ребра куба (дальние стороны нижней грани куба). Взяв карандаш на вытянутую руку и закрыв один глаз определяем углы линий дальних нижних рёбер куба, также как это делали с ближними нижними ребрами куба. Продолжаем линии до линии горизонта, эти линии должны попасть в те точки схода, что и линии нижних ближних рёбер куба. В точке пересечения только что проведённых линий проводим вертикаль, это будет самое дальнее вертикальное ребро куба.
Теперь нам предстоит построить верхнюю грань куба. Начинаем с определения углов линий выходящих из «верхушки» ближнего вертикального ребра куба. «Крышку» куба строим точно также как и «следок» куба. Теперь рассмотрим, что у нас получилось. У куба двенадцать рёбер, рёбра куба параллельны друг другу по четыре. Четыре вертикальных ребра параллельны между собой и на рисунке они у нас остаются параллельными и строго вертикальными. Все вертикальные линии на рисунке остаются вертикальными. Четыре параллельных ребра (если их мысленно продлить) сходятся в одной точке схода на горизонте справа, и ещё четыре параллельных ребра (если их продлить) сойдутся в другой точке схода слева, опять же на горизонте. Линии, которые ближе к нам мы делаем более темными и более толстыми, это создаст иллюзию объема.
Мы разобрали построение куба на примерах каркасного куба. Теперь выполним тональный рисунок гипсового куба. Построение гипсового куба ничем не отличается от построения каркасного куба. Собственно, каркасный куб и существует для того, чтобы нам было легче понять построение куба.
Начинаем рисунок куба с того, что определяем сколько точек схода у нас будет на рисунке: как это определить мы уже разобрались (на иллюстрации Вы можете видеть оба варианта). Сложность построения гипсового куба в том, что он не прозрачный и мы не можем видеть все ребра куба, некоторые для нас невидимы. Однако необходимо простраивать куб насквозь.
Закончив построение и убедившись, что все линии на месте, мы аккуратно убираем все вспомогательные линии, все невидимые линии и приступаем к тональному рисунку.
Куб у нас белый, гипсовый, то есть самое светлое место будет на кубе. У нас это верхняя грань куба, её мы заштрихуем в последнюю очередь, возможно нам эту грань вообще не придется штриховать. Фон у нас серый, он немного темнее куба, однако это не значит, что некоторые части куба не могут оказаться темнее фона, светлое в тени – темнее тёмного на свету. Мы это наглядно видим на нашем кубе, левая грань у нашего куба темнее фона. Свет у нас распространяется справа сверху. Как правило свет идёт сверху, такое освещение встречается чаще всего и у нас такой же случай. Если свет сверху, то все горизонтальные плоскости будут самыми освещенным. Мы видим, что у нас самым светлым пятном является верхняя грань куба, а также у нас светлой оказалась горизонтальная плоскость фона, но эта плоскость, тем не менее, темнее чем верхняя грань куба, поскольку сама плоскость темнее куба. Теперь разбираем по тону оставшиеся плоскости куба. Свет у нас идёт сверху справа и мы видим, что самая темная плоскость куба, в нашем случае, с левой стороны. Обращаем внимание на то, что плоскости куба не одинаковы по тону от одной грани до другой. На границе темного и светлого контраст усиливается, то есть темная грань немного утемняется, светлая высветляется. Падающая тень от куба наиболее темная рядом с кубом, уходя от предмета она немного высветляется.
Если у нас куб с одной точкой схода то, соответственно, у нас верхняя грань куба светлая, а боковая более темная (этот вариант мы уже рассматривали). Как видите ничего сложного в построении куба нет, просто надо быть внимательными и всё делать поэтапно.
Выполняя тональный рисунок куба, в самом конце работы, можно выполнить мелкие детали, такие как сколы и выбоины, однако это не обязательно. Художник умеет обобщать не обращать внимание на мелких деталях.
Рисунок двух коробок.
Теперь попробуем изобразить две коробки лежащие друг на друге. Коробка, как и куб, параллелепипед. Принципы построения коробки такие же, как и принципы построения куба.
Рисунок начинаем с размещения в листе предметов, которые нам предстоит нарисовать. Построение начинаем с нижней коробки. Нижняя коробка у нас находиться в положении с одной точкой схода. Как мы начинали построение куба с одной точкой схода? мы строили квадрат горизонтальные стороны которого параллельны горизонтальным краям листа, а вертикальные стороны квадрата параллельны вертикальным краям листа. И теперь мы поступаем точно также, вот только у нас не куб, а коробка (то есть параллелепипед, у которого все грани не квадраты, а прямоугольники). И обращенная к нам сторона коробки представляет из себя не квадрат, а прямоугольник. Определяем пропорции этого прямоугольника (высота к ширине) и рисуем прямоугольник с нужными нам пропорциями. После этого определяем направления уходящих от нас линий и простраиваем коробку насквозь, как бы создавая каркас коробки.
После построения нижней коробки переходим к построению верхней коробки. Коробка, лежащая сверху находится в положении с двумя точками схода и строить мы будем эту коробку так же как мы строили куб, находящийся в положении с двумя точками схода. Но поскольку коробка, которую мы сейчас рисуем, лежит на нижней коробке, то начнём построение мы не с самого ближнего к нам ребра, а с определения линии ребра лежащего на верхней грани нижней коробки. Просто потому, что нам определить эту линию проще всего, найдя точки пересечения этой линии с линиями ребер верхней грани нижней коробки, уходящими к горизонту. Просто определяем высоту каждой точки над передней гранью нижней коробки. После этого мы определяем положение самого ближнего к нам ребра верхней коробки, проводим вертикаль, определяем высоту самого ближнего к нам ребра верхней коробки и дальше все делаем точно также как это делали при построении куба находящегося в положении с двумя точками схода. Определяем углы уходящих к горизонту линий, простраивать следок верхней коробки, поднимаем вертикали, простраиваем всю коробку. Следим, чтобы вертикальные линии были строго вертикальными, а уходящие к горизонту линии сходилось в нужных точках схода. Мы помним, что параллельные линии уходящие в даль сходятся в одной точке на горизонте. Мы помним, что у предметов имеющих форму параллелепипеда или одна, или две точки схода, зависит от того как этот предмет расположен по отношению к нам (существует и положение с тремя точками схода. но это очень редкий и особенный случай и мы не будем его здесь рассматривать).
Нижняя коробка расположена так, что у неё одна точка схода. Верхняя коробка расположена так, что у неё две точки схода. После того как коробки построены и мы убедились, что построены они правильно, стираем все вспомогательные линии и приступаем к проработке нашего рисунка в тоне. Вспоминаем, как мы это делали рисуя куб. Сразу надо обратить внимание на то, что коробки у нас темнее фона и, несмотря на то, что верхние грани кирпичей светлые, тем не менее эти грани будут темнее светлой горизонтальной плоскости фона (когда мы рисовали кубик было наоборот), а вот вертикальная плоскость фона, в тех местах где падает тень, темнее верхних граней наших коробок, а теневые грани коробок темнее вертикальной плоскости фона. Штриховать начинаем с самой темной грани, это правая боковая грань верхней коробки, Немного светлее боковая грань нижней коробки, ещё светлее левая грань верхней коробки, но все эти грани теневые и поэтому темнее верхних граней обеих коробок. После разбора по тону всех видимых нам граней наших коробок, выполняем фон и падающую тень. И только после того, как все большие объёмы будут проработаны, мы можем выполнить мелкие детали. Если при рисовании гипсовых геометрических тел, на детали лучше не обращать внимания, то рисункам бытовых предметов, мелкие детали придают фактуру и индивидуальность.
Этажерка.
Рисуя куб и коробки мы могли заметить, что нижние грани куба и коробок выглядят более развернутыми, чем верхние. То есть, чем ниже линии горизонта расположена геометрическая фигура, тем больше она раскрывается. Этот эффект называется эффектом этажерки.
Внимательно посмотрите на картинку, Вы наверняка заметили, что это работает не только когда геометрическая фигура ниже уровня зрения, но и когда она выше. Посмотрите внимательно на рисунок, наиболее сильно “раскрывается” самый нижний квадрат и самый верхний. Чем ближе квадрат к линии горизонта, тем меньше он “раскрывается”, а на самом горизонте превращается в просто линию. Если мы возьмем кубик, разместим его в положении с одной точкой схода и поднимем так, чтобы кубик перекрыл собой линию горизонта, то мы увидим только одну единственную грань кубика. Попросту говоря, в таком положении куб будет выглядеть как квадрат.
Если развернуть куб в положение с двумя точками схода, то мы будем видеть две боковые стороны куба, верхняя и нижняя стороны куба будут для нас невидимы. Перемещая куб вверх, выше уровня зрения мы сможем увидеть его нижнюю сторону, опустим куб ниже уровня зрения и нам откроется верхняя сторона, а нижняя станет невидимой.
Подведем итоги: мы научились рисовать объёмный параллелепипед, разобрали правила построения и обьёмного изображения на плоскости объектов с гранями прямоугольной формы. Теперь мы можем применить эти правила при рисовании объектов в основе формы которых лежит параллелепипед. А таких объектов множество. Выйдите на улицу и посмотрите вокруг себя, где бы Вы не находились, в большом городе или сельской местности, вокруг Вас будут постройки в основе которых лежит параллелепипед: высотки и одноэтажные домики, автобусные остановки, скамейки, кузова машин и железнодорожные вагоны, административные здания и многое, многое другое. посмотрите вокруг себя в своем доме или офисе: столы, стулья, телевизоры и мониторы, книги и Ваш ноутбук, системный блок компьютера, чемодан и просто упаковочные коробки - все это имеет форму на основе параллелепипеда. И всё это мы можем Убедительно изобразить на листе бумаги, пользуясь правилами, которые только что разобрали.
Если у Вас возникли какие-то вопросы или мысли по этой теме, напишите это в комментариях.