Знакомство с акварелью. Особенности акварельной живописи.
Каждый художественный материал имеет свои особенности которые надо учитывать в творческом процессе. В этой публикации я расскажу Вам, уважаемый читатель, всё что знаю об акварели, открою все её секреты...

Об акварельных красках знают все. Это первые краски с которыми знакомится ребёнок (не считая, конечно, маминой косметики). Ещё есть гуашь, но о ней поговорим отдельно.

Что касается техники акварельной живописи и техники любой живописи, то некоторые считают, что существует набор строго определённых правил которым необходимо неукоснительно следовать и любое отступление признаётся ересью и карается расстрелом на месте. Другие же, наоборот, убеждены в том, что у художника не может быть никаких правил и он творит свободно невзирая ни на что. Истина же лежит где то посередине. Истина очень любит лежать именно по середине.

Работы моих учеников: Окружновой Екатерины, Мезенцевой Анны, Лысака Михаила.

 С одной стороны задача художника не в том, чтобы соблюсти все правила, а в том чтобы создать изображение соответствующее его замыслу, оцениваться работа будет по конечному результату. Но чтобы достичь предсказуемого результата, то есть того результата какого Вам хочется (а не по принципу “шила милому кисет, вышла рукавица”), необходимо знать правила пользования данным материалом. Эти правила вовсе не ограничивают художника, а наоборот, помогают ему использовать заложенный в материале потенциал наиболее полно. 

свойства акварели

Вернёмся к физическим свойствам акварели. Акварель, как это ясно уже из названия, водяная краска (аква - вода на латыни), то есть разбавляется она водой. От учителей живописи часто можно слышать: “Акварель любит воду!” Да любит, но это не значит, что акварель нужно в этой воде утопить. Одной из самых частых ошибок начинающих акварелистов как раз то, что они берут на кисть слишком много воды. Воды нужно брать ровно столько, сколько в данный момент требуется. Этому не так просто сразу научится, но и не так уж трудно. Надо просто потренироваться. Другая ошибка в акварельной живописи это попытка брать краску слишком густо. Не стоит пытаться в акварели что либо перекрасить. Акварель краска прозрачная.

 Прозрачность это основное свойство и главное достоинство акварели, и если вам прозрачность не нужна, то просто возьмите другие краски, например гуашь.

 Если вы попытаетесь нанести слишком толстый слой акварелью, то не то чтобы Вы не смогли этого сделать, Вы конечно толстый слой нанесёте (для целеустремлённого человек нет ничего невозможного), но когда слой высохнет он потрескается и осыплется. Поэтому не стоит даже пытаться, не тратьте своё время и краски (да и бумагу тоже зря не тратьте, берегите деревья)

"Воспоминание о лете". Работа Окружновой Екатерины.

Из того, что акварель краска прозрачная, вытекает то, что в акварельных красках нет белой краски (если в наборе акварельных красок Вы увидели кювету с белой краской, значит это неправильные краски и использовать их для акварельной живописи не стоит). Вместо белой краски в акварели используется цвет белого листа бумаги, то есть там где должно быть белое пятно (например блик) краска не наносится, в тех местах где цвет должен быть светлее краска сильнее разбавляется водой, а там где цвет должен быть темнее краска берется более густо.

Существуют два основных способа нанесения краски в акварельной живописи:

  1. лессировки (нанесение краски прозрачными слоями )
  2. аля прима (нанесение изображения в один приём) 

Существует живопись акварелью по сырому и по сухому. При этом принято считать, что живопись лессировками это живопись по сухому, а аля прима это живопись по сырому. Это можно признать справедливым, однако тут есть нюансы. Лессировки можно выполнять только по сухому и тут нет никакого выбора, просто технически невозможно нанести следующий слой пока не высохнет предыдущий. А вот живопись по сырому это не совсем то же самое что аля прима. Аля прима можно написать по сухому листу мазочками, а для живописи по сырому лист специально увлажняется, что позволяет добиться эффекта тумана и пушистости.

В одной работе могут быть использованы оба приёма. Чтобы добиться высоких результатов в акварельной живописи нужно освоить оба эти приема. Для этого необходимо выполнить несколько упражнений. 

Для чего нужно выполнять упражнения?

Упражнения выполняют для того, чтобы потренироваться, привыкнуть к материалу и инструментам, чтобы при выполнении работы чувствовать себя уверенно. Чтобы когда Вы будете создавать своё произведение, вам не нужно было отвлекаться на борьбу с непослушным материалом и на борьбу с непослушанием Ваших оч.умелых ручек. 

Лессировки. 

По моим наблюдениям, у начинающих художников, чаще всего сложности возникают при работе лессировками. А конкретно, при попытке нанести второй и последующие слои. Если последующий слой наносить технически неправильно, то предыдущие слои размываются, работа портится, а дальше: крик, слёзы, бурное признание собственной никчемности и обещание “выписаться из художественной школы”. А ведь ничего страшного и непоправимого не случилось. Надо просто потренироваться, редко у кого получается с первого раза.

Для тренировки по нанесению лессировок я предлагаю Вам несколько упражнений.

Поскольку акварель краска прозрачная, то предварительный рисунок следует делать очень легкими, еле заметными линиями.

Кисти для акварели лучше всего беличьи, колонковые, подойдёт и пони. Сейчас выпускают кисти из синтетического волокна очень хорошего качества, такие кисти тоже подходят для акварельной живописи.

Акварельные краски и кисти для акварели.

Бумага для акварели нужна специальная, она так и называется – бумага для акварели. Изнаночная сторона бумаги для акварели гладкая, а лицевая сторона имеет рельеф, то есть не ровная. Обычно рельеф бумаги для акварели напоминает кожу, бывает бумага с рельефом, напоминающим холст или яичную скорлупу. Можно писать акварелью и по ватману, но ватман все же не очень хорош для акварельной живописи, ватман хорош для рисунка, для черчения, для графики. А живопись акварелью лучше выполнять на акварельной бумаге, в конце концов акварельная бумага специально для этого и придумана.

Классическое упражнение для освоения метода лессировок это цветовая растяжка (мои ученики называют его «ступеньки»).

На листе бумаги чертим прямоугольник и делим его на маленькие прямоугольники поперёк. Теперь разводим краску любого цвета и наносим прозрачный слой на весь прямоугольник. После полного высыхания первого слоя отступаем на одно деление от начала прямоугольника и наносим следующий слой. После высыхания отступаем ещё на одно деление и снова наносим слой и так пока не кончится весь прямоугольник.

Само упражнение очень простое, но его выполнение займет много времени, потому что необходимо дождаться полного высыхания слоя, прежде чем наносить следующий. Пока высыхает слой можно заняться каким нибудь другим полезным делом, а можно начертить много прямоугольников и пока Вы нанесёте слой на все прямоугольники, на первом прямоугольнике слой уже высохнет.

Чтобы ранее нанесённые слои не размывались при нанесении очередного слоя необходимо технически правильно наносить краску на бумагу. Мне постоянно приходится напоминать ученикам, что акварельная краска — это не мазь от радикулита, а лист бумаги — это не больная спина и втирать краску в лист ни в коем случае не надо. Ни в коем случае не надо давить на косточку. Прикасаться к листу бумаги нужно только концом кисти. Представьте, что Вы гладите нежное, хрупкое и очень любимое Вами существо.

Если упражнение с "раскрашиванием" прямоугольников покажется Вам скучноватым, можно выполнить другое упражнение «бабочка»

Принцип выполнения такой же, как и в предыдущем упражнении – нанесение слоя поверх высохшего. Можно выполнить монохромную бабочку (одноцветную) и полихромную (многоцветную)

В полихромном варианте бабочки Вы сможете увидеть не только то, как при наложении слоя на слой цвет становится более плотным, но и то, как при наложении друг на друга слоев разного цвета образуется новый цвет.

Чтобы проследить смешение цветов способом наложения слоя на слой я предлагаю Вам выполнить ещё и такое упражнение – «цветовой круг».

Чертим круг и делим его на три части, после чего делим каждую часть ещё на три части. Не надо переживать если не сможете разделить круг на идеально ровные части, суть не в этом.

Теперь заливаем одну треть круга синим, вторую часть красным, третью часть круга желтым цветом.

После того, как первый слой высохнет накладываем второй слой, но при этом сдвигаем цвета на одно деление. После высыхания накладываем третий слой опять же сдвигая цвет на одно деление.

Для того чтобы увидеть какие цвета получаются при смешивании, можно выполнить ещё упражнение. Делим лист по вертикали на такое количество полос, которое равно количеству красок в Вашем наборе. На точно такое же количество полосок делим лист по горизонтали.

 Заливаем полоски всеми цветами какие имеются у Вас в наборе по очереди. После высыхания первого слоя накладываем второй слой точно так же, как и первый только по горизонтали.

Воздушные шарики и мыльные пузыри.

 Растяжку от темного к светлому в акварели можно сделать не только путём наложения красок слой за слоем, а и в один приём. Для этого берём на кисточку краску максимально густо и наносим её в полную силу сверху прямоугольника, не дожидаясь высыхания размываем краску в низ прямоугольника делая слой прозрачнее и прозрачнее.

А теперь можем выполнить упражнение под названием «воздушные шарики» В этом упражнении мы применим оба приёма. Рисуем на листе летящие воздушные шарики так, чтобы некоторые шарики перекрывали друг друга.

Теперь заливаем шарики разными цветами, прозрачным слоем. Но с одной сторона делаем каждый шарик темнее, то есть добавляем в теневой части шарика краску более густо. Но, всё же, не стоит брать краску совсем густо, воздушные шарики должны быть прозрачными. Блики на шариках не закрашиваем, оставляем белыми. В тех случаях, когда у нас пересекаются два шарика закрашиваем только один из них, другой оставляем на потом. И только после того как все шарики высохнут, заливаем оставшиеся шарики, аккуратно перекрывая в местах пересечения уже имеющиеся изображения.

Следующее упражнение – «мыльные пузыри». Оно чем-то похоже на упражнение «воздушные шарики», только здесь у нас каждый шарик многоцветный. Рисуем круги так, чтобы некоторые из них пересекались. Теперь наноси прозрачный слой на пузырь, блик оставляем не тронутым и не дожидаясь высыхания слоя добавляем, вливаем другие разные цвета. Точно также, как и в случаи с «воздушными шариками» там, где один мыльный пузырь перекрывает другой сначала делаем один мыльный пузырь и только после полного высыхания выполняем мыльный пузырь, пересекающий его, накладывая слой поверх уже существующего.

Рисуем облака.

Наконец пришло время попробовать писать по сырому. Грубо говоря, мы уже попробовали писать по сырому, когда изображали мыльные пузыри. 

 Самое лучшее упражнение для освоения приемов живописи по сырому это «облака».

Поскольку облака в небе постоянно меняют свою форму, то не обязательно делать предварительный рисунок карандашом, можно попробовать рисовать сразу кистью. Но можно и сделать предварительный рисунок, как уже говорилось, легкими, едва заметными линиями.

Для начала следует смочить лист водой, для этого лучше всего пользоваться поролоновой губкой. Для живописи по сырому лист должен быть влажным, а не мокрым. И располагать лист если мы пишем по сырому лучше всего на горизонтальной поверхности. Есть один способ выполнения работы акварелью по сырому: лист смачивается с двух сторон (можно прямо под струей воды) и “приклеивается” (естественно без применения клея) на горизонтально лежащее стекло или гладкий пластик, лишняя вода убирается губкой, лист разглаживается, “прилепляется” к стеклу или пластику.

После того как лист подготовлен, быстро, не допуская чтобы лист высох, наносим голубой цвет по всему листу, кроме того места где у нас будет облако (если Вы делаете предварительный рисунок, то это надо сделать до смачивания листа водой). Чтобы получить голубой цвет надо развести синюю краску водой и наносить прозрачный слой. Теперь, внизу облаков, опять же не дожидаясь высыхания, наносим краску фиолетового оттенка, после этого тонируем белые участки облаков теплыми оттенками (желтый, розовый). Пока рисунок высохнет, оставляем его в горизонтальном положении, чтобы не было потеков. 

Только что мы нарисовали стандартные облака, так сказать наиболее распространённый образ облаков. Но облака очень разнообразны и рисовать их можно бесконечно и ни разу не повторится. Можно поэкспериментировать с оттенками, облака на рассвете, облако на закате, грозовые тучи и так далее.

Предлагаю ещё один способ как нарисовать облака, на этот раз нарисуем перистые облака. Подготовленный, как и в первом случае, лист заливаем голубой краской. Промываем и хорошо отжимаем кисточку. Сухой кисточкой высветляем облака, просто проводим кисточкой в нужных местах и на голубом фоне появляются белые пятна  облаков, если облако высветляется недостаточно, то следует нанести на выбранное для облака место воду (кисточкой), после чего отжать кисточку и собрать растворившеюся краску. Теперь тонируем облака светлыми тёплыми оттенками.

Пушистый котенок.

Потренировавшись с облаками можно приступить к выполнению упражнения под названием “пушистый котёнок”. Очень тонкими, едва заметными линиями рисуем силуэт котенка (глазки и носик можно прорисовать более четко). 

Заливаем лист разведённой охрой (светло коричневая краска, бежевая), глазки котенка оставляем сухими. Теперь у нас лист влажный и светло охристый. только те места где будут глазки котенка сухие и белые. Пока фон не высох наносим на силуэт котенка серую краску (разведенную черную, можно добавить к черной немного синего). теперь берем на кисточку темно коричневую краску (на этот раз более густую) и рисуем полоски. Теперь любуемся как краска красиво растекается, а котёнок становится всё пушистее, и ждём когда наш рисунок подсохнет.

 Когда рисунок подсохнет, но будет ещё влажным, тонкой кисточкой прорисовываем ушки, ротик и лапки. Можно места где у нарисованного котенка ушки, щечки и лапки осторожно промокнуть губкой или кисточкой. И только когда рисунок высохнет полностью, приступаем к прорисовки глазок. Сначала заливаем глазки светлым желто-зеленым цветом, оставляя не тронутыми блики, добавляем более темного зеленого цвета по краям глаз, чтобы придать объём, блики не трогаем, оставляем белыми. Пока ждём высыхания глазок, рисуем носик (по сухому), рисуем усики тонкой кисточкой. И только после полного высыхания, рисуем на глазах темные зрачки. Всё! Пушистый котенок готов.

 Если вы заметили, с помощью приёма “по сырому” очень хорошо получается передавать пушистую фактуру, будь то облака или шерсть животных и пух птиц.

Этим приёмом пользовался Евгений Чарушин, когда создавал свои замечательные иллюстрации. Чарушин создал множество образов самых различных "пушистиков". И если Вы ещё не знакомы с творчеством Евгения Чарушина, то очень вам рекомендую познакомится.

Работы Евгения Чарушина

Подведем итоги: чтобы нарисовать что то пушистое - лучше всего использовать технику “по сырому”, а чтобы передать фактуру твёрдых и блестящих предметов - лучше писать “по сухому”

Изображение плоских предметов.

Что же, пора переходить к изображению простых плоских предметов. Начнём с простого листочка, я предлагаю листочек от инжира (фигового дерева).

Намечаем листочек карандашом легкими линиями (при работе акварелью рисунок всегда необходимо делать как можно более легкими линиями). Подбираем необходимый цвет на палитре и заливаем этим цветом силуэт листочка. Ждём когда листочек высохнет. Теперь нам надо сделать светлые прожилки листочка. Берем тонкой кисточкой воду и наносим кончиком кисточки эту воду на то место где у нас (то есть у листочка) будет прожилка. Хорошо отжимаем кисточку и кончиком сухой кисточки собираем воду, как бы “промывая” прожилку на листочке. Примерно то же самое мы уже делали когда рисовали перистые облака. После того, как высветлили прожилки на листочке, тонируем прожилки желтоватым цветом.

Я, для примера, взяла очень простой листочек, однотонный, гораздо интереснее рисовать осенние листья, но конечно же и сложнее.

Для начала я предлагаю, рисовать листья на белом фоне (то есть совсем без фона), положил выбранный листочек на белый лист бумаги и рядом его же и рисуешь. Рисование (копирование) листьев очень увлекательное занятие, ведь они так разнообразны и неповторимы. Здесь мы можем применить массу приемов: Добавлять оттенки цвета по сырому, перекрывать участки листочка лессировками, высветлять с помощью воды и кисточки.

Рисуя листья Вы научитесь подбирать нужный цвет, а также хорошо потренируетесь различать различные оттенки цвета.

Впоследствии можно перейти к изображению листьев на цветном фоне, то есть теперь мы уже не кладем выбранный нами листочек на белый лист, а прикрепляем нашу натуру к какому либо фону и изображаем его с учетом имеющегося фона

Работа Чуриловой Варвары

И еще одно упражнение, которое я предлагаю, это рисование птичьих перьев. В качестве примера я взяла перо совы, но можно выбрать и другие перья, какие найдете. Рациональнее всего начать с перьев простых по окраске. 

Принцип выполнения у данного упражнения такой же как и у рисования листьев. Кладете перо на белый лист, рисуете перо карандашом легкими линиями, подбираете основной цвет предмета и заливаете этим цветом нарисованное перо, по сырому, наносите более темные полоски. А дальше идёт уточнение, добавление нужных оттенков. высветление в нужных местах, прорисовка по сухому. Внимательно изучаем натуру и стараемся передать все нюансы.

Кое что ещё об акварели.

Хочу сказать ещё о двух вещах, знать о которых будет Вам полезно если Вы решите заняться акварельной живописью. 

При изображении блестящих предметов, чтобы предметы выглядели блестящими, необходимо изобразить блик. В акварельной живописи блик оставляется белым, то есть не закрашивается совсем. И вот тут случаются всякие казусы: то что то потечет, то что то размажется, то кисточка случайно попадёт не туда и блик оказывается закрашенным. Конечно, как мы с Вами уже убедились, в акварельной живописи можно высветлить отдельные пятна с помощью воды и кисточки, но промыть блик до первоначальной белизны не удастся. А что бы блик был ярким необходимо , чтобы он был белым. Так как же, в процессе работы, сохранить на блике девственную белизну листа? Для таких целей существует метод воскового резиста. Нам понадобится кусочек воска или парафина (стеарин не подходит). Перед тем как начать писать красками, мы “зарисовываем” блики парафином или воском, просто проводим кусочком парафина или воска по месту где должен быть блик. И можно смело работать красками, не боясь что блик замажется. После окончания работы и полного высыхания нужно просто аккуратно счистить воск или парафин и получите яркий белый блик.

Конечно, можно просто, по окончанию работы, нарисовать блики белой краской. Тут, некоторые знатоки поднимут крик: мол, нельзя в акварели использовать белую краску. Это не совсем так, существуют и смешанные техники, а техника "акварель + белила" существует вполне официально. Однако, если Вы решите блики делать белой краской, не используйте белую краску из акварельного набора. Её там не должно быть, а если она есть, то это не правильная краска, она не даст нужной укрывистости. лучше возьмите белую гуашь.

А можете использовать для бликов метод воскового резиста.

В акварельной живописи метод воскового резиста используется, в основном, только для предохранения бликов от случайного смазывания, а вот в графике можно и пофантазировать. Я предлагаю выполнить графическую работу акварелью под названием “бокал”.

Она не сложная, выполняя её Вы поймете в чем суть метода воскового резиста. Очень легкими линиями намечаем бокал. Берем парафиновую свечку и проводим по листу в тех местах, где у нашего бокала будут белые блики. Заливаем лист розовой краской. Высушиваем лист. После полного высыхания листа, “закрашиваем” парафином те места у нашего бокала, которые должны остаться розовыми. Заливаем лист красной краской. Высушиваем. “Закрашиваем” парафином те места, которые должны остаться красными. Заливаем лист синей краской. После высыхания рисунка, счищаем парафин мастихином или просто пластиковой линейкой.

Я применила восковой резист в работе “ Ночной полёт”. Работа выполнена акварелью, но это не живопись, а графика. С помощью расплавленного парафина я выполнила фантазийные звезды. Просто перед тем, как начать работу красками, я капнула на рисунок расплавленным парафином.

"ночной полет"

Хочу, также, сказать ещё об одном методе работы акварельными красками. Метод заключается в том, что в воду добавляется медицинская желчь (раньше желчь можно было купить в любой аптеке). Если в воду для акварельной живописи добавить желчь, то краски будут лучше впитываться в бумагу. Мы уже не сможем получить красивого растекания красок, не сможем высветлить или смыть краску. Мазки получаются четкими. При такой технике письма практически не возможны исправления. В такой технике выполнен этюд “Камни”.

Выпускается специальная акварельная бумага, в которую акварель очень хорошо впитывается и без добавления желчи. Само свойство бумаги таково, что писать по этой бумаге можно только мазками. Не одного начинающего акварелиста эта бумага довела до слёз и истерики, ведь на пачке такой бумаги написано, что она акварельная, точно так же как и на пачке стандартной акварельной бумаги. А свойства у этой бумаги несколько иные. Одна моя коллега называет такую бумагу “гадской”. Но бумага вовсе не гадская. Это хорошая акварельная бумага, но для начинающих художников она не годится. Эта бумага только для “уверенных пользователей”.

На этом пожалуй закончим. если Вы решите заняться акварельной живописью и выполнить предложенные здесь упражнения, то работы Вам хватит на месяц - полтора, а то и на все три, смотря с какой интенсивностью заниматься. 

В следующий раз я расскажу как акварельными красками нарисовать пейзаж.

Если у Вас возникли какие то вопросы - напишите в комментариях.

3 thoughts on “Знакомство с акварелью. Особенности акварельной живописи.

  1. A fascinating discussion is worth comment. I do think that you ought to publish more about this issue, it may not be a taboo matter but typically folks dont speak about such topics. To the next! Cheers!!

  2. I was more than happy to discover this site. I wanted to thank you for your time just for this fantastic read!! I definitely really liked every little bit of it and I have you book-marked to look at new information in your website.

  3. Good post. I learn something totally new and challenging on blogs I stumbleupon on a daily basis. Its always useful to read content from other authors and practice something from their websites.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *